«Отречение» Макрона от атлантизма: риторика и практические последствия
Вояж президента Франции в Китая для переговоров с председателем Си Цзиньпином явно повлиял на французского президента. Потому что прямо в самолёте он дал интервью Politico, где наговорил совершенно еретических вещей.
Президент Франции Эмманюэль Макрон
Макрон снова начал озвучивать тезис о «стратегической автономии» для Европы, которая под неформальным руководством Франции может стать «третьей сверхдержавой».
Президент Франции назвал «очень рискованным» то, что Европа «вовлекается в чужие кризисы, что мешает развивать свою стратегическую автономию» и заявил, что «не нужно панически бежать за США во всём».
Самое же страшное касалось Украины и Тайваня.
«Европейцы не могут разрешить кризис на Украине, как мы можем что-то говорить о Тайване?», — признался Макрон.
И добавил, что лучший способ усилить напряженность вокруг самоуправляемого китайского острова — это пытаться влезть между ним и материковым Китаем.
Politico подчеркивает, что в опубликованном интервью содержатся только те цитаты, которые были официально подтверждены Елисейским дворцом. Который настоял на исключении из подготовленного к публикации текста «еще более откровенных по части Тайваня и стратегической автономии Европы» реплик Макрона.
Макрон также утверждал, что Европа усилила зависимость от США в энергетике и военных аспектах, и энергии и теперь должна сосредоточиться на развитии собственного ВПК.
Он также предположил, что Европе следует уменьшить свою зависимость от «экстерриториальности доллара США» — между прочим, это ключевая политическая цель Москвы, и Пекина, паникует Politico.
К этому можно ещё кое-что добавить. Китайские официальные СМИ подтверждают решительное согласие Макрона с концепцией многополярного мира и подчеркивают акценты.
В частности, Си Цзиньпин сообщил Макрону, что «Китай и Франция являются твердыми сторонниками многополярного мира и большей демократии в международных отношениях». Добавив, что у двух стран есть силы «практиковать истинную многосторонность во имя глобального мира, стабильности и процветания».
Судя по речам Макрона, из Китая он вернулся окончательно «завербованным» антиглобалистом и сторонником многополярности. Правда, для каждого желания нужна не только политическая воля, но и потенциал.
Возможно, Макрон понимает суть проблемы. Он заявил, что «если напряженность между двумя сверхдержавами усилится, то у нас не будет ни времени, ни ресурсов для финансирования нашей стратегической автономии, и мы станем вассалами».
Но, как показывает практика, сколько бы Макрон ни ездил по миру, на ход по-настоящему серьезных процессов он не может повлиять никак.
Франция и Германия не могут договориться даже по скоординированному ответу на протекционизм США, который в ближайшей перспективе загонит Европу в положение технологического и финансового вассалитета по отношению к Вашингтону.
Энергетический вассалитет уже состоялся, так что президент Франции пытается прыгнуть в последний вагон уже отошедшего от вокзала поезда.
Метания Макрона понятны. ЕС сейчас младший партнер как по отношению к США, так и к Китаю. А вот заботились бы о «Северных потоках» — по крайней мере были бы с энергией.