«Зомби-апокалипсис»: наркокризис как внешнеполитическая проблема США
Синтетические опиоиды являются угрозой общественному здравоохранению, экономике и национальной безопасности США, сообщает Совет по международным отношениям (CFR).
Само по себе это не стало новостью, другие мозговые центры (Институт Хадсона) активно занимаются проблемой как минимум год. Отчет CFR подтверждает, что проблема усугубляется, и всё чаще выглядит как потеря контроля.
Смертность от фентанила утроилась в период с 2016 по 2021 год, наркотики стали самой частой причиной смерти американцев в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет. Это заставило администрацию Байдена объявить «цунами» фентанила угрозой национального уровня.
Американский Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) выделяет три «волны» кризиса передозировки опиоидов. Первая волна началась в 1990-х годах с рецептурных опиоидов, за ней в начале 2010-х последовал героин, а несколько лет спустя — рост потребления фентанила. Некоторые эксперты говорят, что на фоне увеличения передозировок фентанила, смешанного с другими стимуляторами, уже идет «четвертая волна».
Фентанил дешев в производстве, его легко провозить контрабандой и он чрезвычайно смертоносен в малых дозах. Фентанил все чаще смешивают с другими наркотиками, такими как кокаин и метамфетамин, а также с поддельными рецептурными лекарствами, часто без ведома потребителя. По данным Управления по борьбе с наркотиками США (DEA), из каждых десяти поддельных рецептурных таблеток, продаваемых в США, шесть содержат смертельную дозу фентанила.
В ряде источников можно встретить информацию о том, что только в 2022 году более 110 000 американцев умерли от фентанила, причем большинство жертв были в возрасте до 30 лет. В американских СМИ уже открыто соотносят эту трагедию с фантастическим «зомби-апокалипсисом».
Хотя в последние годы опиоидная зависимость стала серьезной проблемой в других странах, ни в одной стране уровень смертности не был таким высоким, как в Соединенных Штатах.
Большая часть незаконного фентанила, потребляемого в США, производится за границей. Вашингтон по политическим соображениям обвиняет в генерации основного потока ингредиентов Китай (где производство и продажа фентанила, кстати, строго запрещены), но источником компонентов может быть любая страна с развитой химической промышленностью — например — Украина.
Администрация Байдена ввела санкции против более чем двух десятков компаний и частных лиц в Китае, Вашингтон, также, пытается противостоять потоку наркотиков из Колумбии, Индии и Мексики. Значительная часть саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско в ноябре 2023 года была посвящена переговорам Вашингтона с Китаем и Мексикой об активизации двустороннего сотрудничества по пресечению производства и распространения химических веществ-прекурсоров фентанила за рубежом.
Одного килограмма фентанила достаточно для изготовления более чем пятидесяти тысяч доз. Этот объем может быть произведен всего за несколько дней в подпольной лаборатории площадью всего восемнадцать квадратных метров. Для сравнения, примерно десять тысяч квадратных метров земли (это размер примерно двух футбольных полей), необходимы для выращивания мака, чтобы произвести килограмм чистого героина.
Эффективность и мобильность фентанила по сравнению с другими наркотиками, такими как марихуана, усугубляет проблему, стоящую перед правоохранительными органами. Большая часть фентанила провозится контрабандой через границу в виде таблеток или порошков. Всего два миллиграмма фентанила, что эквивалентно десяти-пятнадцати крупинкам поваренной соли, могут привести к летальному исходу. Некоторые эксперты уверены, что полагаться на его обнаружение при пересечении границ бесполезно.
Как правило, прекурсоры распространяются посредством международных почтовых служб. Наиболее распространенным пунктом назначения является Мексика, где прекурсоры синтезируются в фентанил. Основными производителями и торговцами готовым фентанилом выступают мексиканские транснациональные преступные организации, прежде всего картели «Новое поколение — Халиско» и «Синалоа».
Тем не менее, во многих случаях мексиканские преступные группировки нанимают граждан США для контрабанды наркотиков через границу. Данные показывают, что в 2022 финансовом году на американцев приходилось почти 90% осужденных за незаконный оборот фентанила.
Сам этот оборот составляет по меньшей мере сотни миллионов долларов. В отчете за 2022 год Объединенного экономического комитета США говорится, что опиоидный кризис обошелся Америке в 1,5 триллиона долларов только в 2020 году. Эта цифра включает расходы на здравоохранение, снижение производительности рабочей силы, усилия по борьбе с наркотиками, реабилитацию лиц, переживших передозировку, и все потерянные человеческие жизни. Эта сумма больше, чем правительство США тратит на любое из своих крупнейших агентств или программ, включая Medicare, социальное обеспечение и национальную оборону.
Ситуация, которую описывают американские think-tank весьма поучительна в том плане, что даже внешнее «благополучие» и денежное изобилие, позволяющее финансировать различные программы по борьбе с наркотиками, не помогают США устранить проблему. Американские избиратели требуют решить задачу в кратчайшие сроки, и не от хорошей жизни правые республиканцы требуют достраивать «стену Трампа» на мексиканской границе. Впрочем, наркотрафик между Мексикой и США никакая стена прервать не сможет. А других вариантов, судя по всему, сегодня в Америке не просматривается.