Армения vs Азербайджан: кризис с предсказуемыми последствиями
Политическое руководство Армении начало исключительно опасную для своей страны игру. На Южном Кавказе готовят официальный договор о присутствии НАТО, с большой вероятностью интенсифицируется антироссийская фронда Казахстана, логичным образом возрастет влияние Турции, а также, несомненно, получат второе дыхание различные инфраструктурные проекты «в обход России».
Самое же значимое, что может произойти — это деконструкция российского влияния, с быстрой заменой его на американо-евро-турецкое.
В конце первой декады сентября 2023 года в информационное пространство начали поступать сообщения о концентрации войск Азербайджана на границе с Арменией. Респонденты говорили о растущем количестве личного состава и техники, и о том, что боевые машины промаркированы знаками разных тактических групп. Процесс стал особенно интенсивным на фоне состоявшихся выборов президента Нагорного Карабаха, им стал Самвел Шахраманян, до этого работавший госминистром области Арцах.
МИД Азербайджана назвал президентские выборы в Нагорном Карабахе «грубым нарушением конституции, законов Азербайджанской Республики, норм и принципов международного права».
Что важно — руководство Армении в лице премьер-министра Никола Пашиняна не пытается опровергать заявления оппонентов. Пашинян заявил в мае о готовности признать суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом при условии обеспечения безопасности армянского населения.
МИД Азербайджана в начале сентября обвинил армянскую сторону в «интенсификации военных провокаций» вдоль неделимитированной границы двух стран и на территории самого Нагорного Карабаха. Там также заявили, что Армения «не заинтересована» в поиске решений за столом переговоров.
Острой проблемой остается ситуация вокруг Лачинского коридора (единственная дорога, соединяющая Армению и Нагорный Карабах). Ереван обвиняет Баку в его блокировке. Президент Азербайджана Ильхам Алиев несколько раз опровергал это, заявляя, что этот путь открыт для граждан и перевозок в гуманитарных целях.
Пашинян также сообщил, что, согласно договоренностям, заключенным в Москве в ноябре 2020 года, российские миротворцы должны контролировать Лачинский коридор, но по факту этого, якобы, не происходит.
Таким образом, проблема Нагорного Карабаха вновь достигла стадии острого кризиса.
За последние пару лет Никол Пашинян предпринял массу усилий по демонтажу традиционных отношений Армении с Россией. Этот процесс вышел на максимальные обороты к сентябрю 2023 года. В связи с описанными событиями 8 сентября МИД России опубликовал сообщение «О ситуации вокруг Армении».
1 сентября правительство Армении направило в парламент проект ратификации римского статута, что означает присоединение к юрисдикции организации «Международный уголовный суд», который ранее выдал «ордер на арест» российского президента Владимира Путина.
3 сентября, Пашинян в своём интервью итальянскому изданию La Repubbliсa заявил, что было стратегической ошибкой в вопросах безопасности ориентироваться только на Россию, а также, что Россия «не может или не хочет» контролировать Лачинский коридор, и что она может уйти с Южного Кавказа. Пашинян заявил, что Армения на 99,9% зависит от оружия и боеприпасов из России, и это следует изменить, поскольку Россия, якобы, может оказаться в ситуации, когда ей самой не хватит вооружений.
За этими словами последовали и реальные шаги. 5 сентября Армения отозвала своего постпреда из ОДКБ, а 6 сентября минобороны Армении подтвердило своё участие в совместных учениях с США при том, что ранее Армения отказалась участвовать в учениях стран ОДКБ.
6 сентября супруга Пашиняна, Анна Акопян, стала главной гостьей в Киеве на «саммите первых леди». На этом мероприятии лично присутствовал госсекретарь США Энтони Блинкен, а с собой супруга Пашиняна привезла гуманитарную помощь киевскому режиму, воюющему с Россией.
В тот же день, в ответ на комментарий официального представителя МИД РФ Марии Захаровой председатель армянского парламента публично позволил себе оскорбительные высказывания в адрес директора департамента информации и печати Министерства иностранных дел России.
Тогда же, в армянском Горисе спецслужбами Армении была организована провокация против журналистов, занимающих пророссийскую позицию.
Скандал стал причиной вызова армянского посла в МИД РФ, там ему было сделано жёсткое представление и передана нота протеста.
В происходящее уже не скрываясь встряли Вашингтон и Брюссель. Представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель сообщил в субботу, что заявил главе МИД Азербайджана Джейхуну Байрамову о необходимости разблокирования Лачинского коридора с гуманитарной целью.
В тот же день канцлер Германии Олаф Шольц провел телефонный разговор с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, во время которого выразил «глубокую обеспокоенность постоянно усиливающейся в последние недели напряженностью» на границе Армении и Азербайджана, особенно перемещением там войск.
9 сентября госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе телефонной беседы с премьером Армении Николом Пашиняном пообещал «приложить усилия» для решения армяно-азербайджанских проблем путем диалога — об этом сообщили в пресс-службе армянского кабмина. Аналогичные обещания дал глава Франции Макрон и президент Ирана Эбрахим Раиси.
Случайно или нет, но в это же время Иран начал переброску войск на север, поближе к границам Армении и Азербайджана.
В Соединенных Штатах же началось движение «народной дипломатии». Так, к президенту Джо Байдену с просьбой «спасти Армению» обратилась сверхпопулярная медиа-персона армянского происхождения Ким Кардашьян.
Анализ событий позволяет предположить два варианта развития ситуации, которые можно условно назвать «быстрый» и «среднесрочный». Оба прогноза могут оказаться элементами единой стратегии.
При быстром развитии событий, Азербайджан берет под контроль Арцах силовым путем, и эта перспектива вполне реалистична: армия Армении уже потерпела поражение в ходе Второй Карабахской войны (сентябрь—ноябрь 2020 года), сейчас налицо демотивация и деморализация армянских военных из-за поведения руководства республики, которое попросту не желает противодействовать Азербайджану. Кроме того, собственных сил у Армении может не хватить.
Геополитический смысл происходящего — стремление заинтересованных политических группировок создать транспортный Зангезурский коридор, который соединит Азербайджан с Турцией, чтобы открыть Анкаре выход к Каспийскому морю и далее к странам Средней Азии.
Реализация этого сценария возможна после 20 сентября, когда завершатся армяно-американские учения.
«Среднесрочный» вариант предполагает достижение под угрозой применения силы целей Азербайджана (и стоящей за ним Турции) дипломатическим путем. Власти Армении готовы сдать Нагорный Карабах, по сути они это уже сделали. Возникновение Зангезурского коридора, также, выглядит вполне вероятным.
Происходить все будет под руководством ЕС и США, спор сведется к торгу Вашингтона с Анкарой — с учетом такой полезной для США вещи, как вытеснение России из Армении.
Пример Финляндии показал, что Армению могут наспех принять в НАТО. Или, по крайней мере, запустят механизм этого принятия.
Наличие Зангезурского коридора дает обширные возможности для реализации различых инфраструктурных проектов, связанных с переброской товаров через Казахстан, Каспийское море, упомянутый коридор к Турции и далее. Выглядит возможным строительство трубопроводов «в обход России», снижается интерес Казахстана к РФ, у которого появляется логистическая альтернатива.
Армения находится в середине электорального цикла, следующие выборы парламента и премьер-министра запланированы на 2026 год. Фигура Пашиняна в Армении имеет высокий антирейтинг. Патриотическим кругам Армении по понятным причинам не нравится перспектива утраты очередной части территории и куда большей доли суверенитета. Стараниями Никола Пашиняна эта часть армянского общества в значительной степени дезорганизована, хотя и имеет нужный потенциал для инициации досрочных выборов правительства.
Армянская диаспора в России многочисленна, это создает пространство для «народной дипломатии». Армянскому бизнесу крайне интересно работать с Россией, и для сохранения прибыли эти коммерсанты выступят на стороне общих интересов.
Не исключено, что осталось всего несколько месяцев (или недель) до того момента, когда в Армении инициативу перехватят внешние силы. Это чревато нестабильностью на Южном Кавказе, активизацией антироссийской логистики и рождением большого клубка противоречий, который придется разматывать десятилетиями.