Геноцид кельтов: первые жертвы англо-саксов
О преступлениях британского колониализма в Индии, Китае, Африке, Карибском бассейне, Северной Америке и многих других регионах планеты, находящихся на значительном расстоянии от самой метрополии, говорится очень много. Вместе с тем, первой «пробой пера» для Британии оказалась соседняя Ирландия, где впервые были использованы практики, впоследствии внедренные по всей «империи, над которой не заходит солнце».
Как правило, минимальный базис знаний о колониальной политике Британии в Ирландии сводится к Великому голоду — в отличие от украинского «голодомора», который активно популяризирует Лондон, действительно искусственно созданный продовольственный кризис. А также к ИРА, чьи повстанческие усилия официально были прекращены лишь в 2005 году.
Однако, история английского террора по отношению к ирландцам намного глубже и шире — она тянется как минимум с XII-XIII веков.
800 лет борьбы
Завоевание Ирландии британцами началось в XII веке и проходило по традиционным лекалам укрупнения феодальных владений — до момента централизации власти в Англии, которое позволило реализовать весь потенциал возможного в то время террора.
Притеснения ирландцев имели черты комплексного уничтожения — культурного, экономического, религиозного и физического. Наиболее кровавые эпизоды связаны с именем Оливера Кромвеля, который высадился в 1649 году на территории Ирландии во главе отряда пуритан.
В сентябре 1649 года Кромвель осадил Дрэду, город на восточном побережье Ирландии, где коалиция римских католиков, конфедератов и роялистов пыталась вытеснить англичан из Ирландии. Все 2800 защитников Дроэды были перебиты без зазрения совести.
Реформация не коснулась Ирландии, поэтому абсолютное большинство жителей были католиками. Что позволяло проводить четкую идентификацию, как например в дореволюционной России, где «православный» было фактическим эквивалентом «русского».
Согласно подсчётам историков, во время карательных рейдов Кромвеля были убиты от 50 до 56% жителей Ирландии, что сократило население острова с полутора миллионов до 850 тысяч. Причем значительную часть уже составляли переселенцы из Англии, получившие земли убитых ирландцев.
Тогда же британцы — задолго до Соединенных Штатов — создали такую вещь, как резервации. Нелояльных ирландцев отправляли в ссылку в Коннахт, наименее плодородную провинцию острова. По принятому «Акту о поселениях», если сосланный в Коннахт обнаруживался в другом районе Ирландии, его сразу же казнили.
С начала XV века активно продвигалась теория расового превосходства англосаксов над ирландцами, которая всячески пропагандировалась. Последние в печати и популярных памфлетах сравнивались с неграми и считались недочеловеками.
Многие помнят книгу «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини. Национальный вопрос, изображенный там, полностью достоверен. До того, как работорговцы «освоили» Африку, главным источником рабов для Карибского бассейна были ирландцы. Взрослый трудоспособный мужчина стоил 5 фунтов — в десять раз дешевле, чем раб из Африки.
Задолго до Гитлера
III Рейх и Адольф Гитлер справедливо считаются одним из величайших зол новейшей истории. Но лишь новейшей: Британия успела инициировать ряд процессов, которые не снились даже Гитлеру. Увлекающиеся евгеникой нацисты пытались вывести идеальных арийцев, британцы пытались вывести идеальных рабов.
Прокламация Якова I от 1625 г. обязывала продавать ирландских заключенных английским поселенцам Вест-Индии. В середине XVII в. ирландцы составляли основную массу рабов, продаваемых в Антигуа и Монстеррат, где 70% населения составляли ирландские рабы.
Лозунг Irish Lives Matter имеет даже большую историческую основу, чем Black Lives Matter.
С 1641 до 1652 в рабство были проданы более 300 000 ирландцев, преимущественно мужчин. Это привело к возникновению целого социального слоя незащищенных и бездомных женщин и детей. Их британская корона тоже решила монетизировать.
За десять лет в середине XVII века более 100 000 детей были проданы в Вести-Индию, Виргинию и Новую Англию.
Сложно сказать, кому из британских рабовладельцев пришло в голову заняться размножением ирландских рабов, но этот процесс быстро приобрел всеобщий размах. Поселенцы начали скрещивать ирландских девушек (в большинстве случаев несовершеннолетних) с африканскими мужчинами для выведения рабов с определенной внешностью. Мулаты приносили больше прибыли (африканцы, напомним, стоили дороже ирландцев) и приносили больше прибыли. Лишь в 1681 вышел закон, запрещающий такую генетическую инженерию. Не из гуманных соображений, а по причине возмущений работорговцев, специализирующихся на «настоящих» рабах из Африки.
Второй сорт
После подавления восстания 1689–1691 гг. наступил один из тяжелейших периодов в истории ирландского народа, когда были введены так называемые «карательные законы» под предлогом защиты от католиков.
Вопреки обязательствам, правительство Вильгельма III полностью или частично конфисковало имущество почти 4000 ирландских землевладельцев «за госизмену». Из 12 500 000 акров обрабатываемой земли в Ирландии в руках ирландцев осталось лишь 1 700 000 акров.
В 1692 г. для членов обеих палат ирландского парламента ввели присягу, содержащую отречение от католицизма. Таким образом из парламента были исключены ирландцы. По этой же схеме коренное население — большинство! — быдл лишено права заниматься адвокатской и медицинской практикой.
С 1695 года католическое большинство населения Ирландии официально объявлялось враждебным и опасным для интересов протестантов.
По «Акту о разоружении папистов» ирландцам запретили носить оружие и содержать пригодных для войны лошадей.
Другим законом католикам — ирландцам, проще говоря — запрещалось преподавание в школах и на дому, вводился запрет на обучение за границей и в «домашнем» Дублинском университете.
Акт 1697 г. предписывал передачу имущества любой женщины-протестантки, вышедшей замуж за католика, ее протестантским родственникам. Протестант, женившийся на католичке, наказывался тюрьмой.
За совершение бракосочетания между протестантами и католиками священники подлежали тюремному заключению и штрафам. А затем вообще всех католических священников (кроме приходских) обязали покинуть Ирландию. Возвращение каралось виселицей, четвертованием, или утоплением.
Перечислить все дискриминационные законы крайне трудно. Например, акт от 1704 г. разрешал католикам арендовать у протестантских владельцев не более 2 акров земли и не больше, чем на 31 год. Арендная плата составляла две трети дохода.
Дискриминация привела к полному экономическом коллапсу ирландского земледелия и промышленности, в условиях зверских пошлин на ирландские товары и запретов неспособных выжить. Например, в 1746 г. был запрещен ввоз в Англию ирландских стеклянных изделий, в 1750 году — введены пошлины на ирландскую парусину.
Социальные протесты давились не менее жестко. В 1729 г. рабочим под страхом тюрьмы было запрещено создавать какие-либо союзы с целью борьбы за противодействия понижению заработной платы. В 1743 г. был принят акт, запрещающий подмастерьям, наемным рабочим, ремесленным ученикам и слугам собираться в количестве больше трех человек.
Расправа над культурой
Культурное развитие в Средневековье было теснейшим образом связано с вопросами религии, поэтому целиком логично, что накал борьбы с католицизмом в Ирландии в той же степени проявлялся и в отношении ирландской культуры в целом.
После похода Кромвеля, Лондон развернул широчайшую кампанию по де-ирландизации. Собственно, уже по указу самого Кромвеля следовало казнить на месте любого, кто публично прочитает на ирландском языке стих или сыграет народную песню.
Эта позиция поддерживалась не только оккупационной администрацией, но и местной интеллигенцией. Известный поэт Эдмунд Спенсер, принимавший участие в завоевательных походах в Ирландии, написал памфлет «A View of Present State of Ireland» («Взгляд на нынешнее положение дел в Ирландии»), где объявил ирландцев «дикими потомками скифов», советовал беспощадно истребить их по принципу «выжженной земли», а ирландский язык, по мнению Спенсера, заслуживал абсолютного забвения.
Уничтожение целого класса ирландских аристократов лишило покровительства поэтов и певцов. Постепенно, ирландцы утрачивали исконный кельтский язык и вынужденно мимикрировали под язык, обычаи и традиции поработителей-англосаксов.
Уже к середине XIX в. ирландский язык сохранился только в далеких западных районах страны. Попытки его реанимации в последующие годы прежнюю роль языка и традиций не вернули.
По данным индийских экономистов, Британия «должна» Индии как минимум 45 триллионов долларов в современных ценах.
Сколько должна Британия Ирландии подсчитать трудно. Но, по-крайней мере, половину населения, язык и культуру. И часть территории, которая до сих пор находится под британской оккупацией.