Какая национальная идея нужна России?

    Без идеологии, которая является фундаментом для самоидентификации нации, вообще в принципе существовать никакое государство не может
    Аватар пользователя Елена Панина
    account_circleЕлена Панинаaccess_time14 июн 2022remove_red_eye12 355
    print 14 6 2022
     

    Институт РУССТРАТ представляет стенограмму выступления директора Института РУССТРАТ Елены Паниной на прошедшем 1 июня 2022 года в ИА REGNUM круглом столе «Россия: какой образ будущего отвечает целям национального развития?», организованном Институтом РУССТРАТ и ИА REGNUM.

     

    Сегодня, наверное, о национальной идее не говорит только ленивый. Но, к сожалению, очень часто поиск национальной идеи, как это уже в течение нескольких лет происходит у нас в стране, а в последнее время особенно, - превращается в некую профанацию. И кто только какую национальную идею не выдумывает и не выдвигает. Вместе с тем, вопрос гораздо серьезнее.

    Мы живем в России после 1991 года уже более 30 лет, у нас по Конституции 1993 года согласно статье 13.2 государственная идеология в принципе запрещена. Что ж, давайте обратимся к вопросам довольно древним. К древней Элладе. В своей знаменитой работе «Государство» Платон писал, что в идеальном государстве мысли и мудрые поступки, проистекающие из них, закладываются с детства в каждого гражданина. Собственно говоря, без идеологии, которая является фундаментом для самоидентификации нации, на базе которой возникает государство, вообще в принципе существовать никакое государство не может.

    Конституционные запреты на государственную идеологию существуют, но в очень немногих странах. В тех же странах, где в конституциях не прописан такой пункт, эта идеология присутствует де-факто. Мы же прекрасно знаем, что в Соединенных Штатах Америки главное – это «Америка превыше всего». То есть, везде присутствует идеология, великодержавная идеология. Америка - господин мира.

    Это прививается гражданам США начиная с самого раннего возраста, и проходит не только через воспитательный процесс. Это идёт через всё. Через товарные бренды, через определенные традиции, понятия. Правда, в последние годы в США осталась лишь часть этой идеологии, то, что Америка - диктатор, который диктует всему миру свой образ жизни и условия. А всё остальное стало у них уходить и заменяться квази-брендами, квази-понятиями.

    У нас же в России запрет, который был прописан в конституции 93-го года, несколько нивелировался поправками, принятыми в Конституцию в 2020-м году. Были введены основные понятия: Бога, традиционных ценностей, семьи. Собственно говоря, это те основные понятия, которыми живет наш народ и которыми из века в век сильна наша страна. Таким образом, законодательная база для национальной идеологии создана.

    Хотелось бы, чтобы мы в ходе нашего круглого стола сегодня не просто говорили о какой-то определенной национальной идее, а чтобы мы осветили эту тему со всех позиций. С точки зрения цивилизационной, с точки зрения культурной, с точки зрения образовательной политики, с точки зрения экономической политики. Во всех аспектах. Потому что, когда мы говорим об идеологии, это не какая-то одна определенная идея, это совокупность идей, взглядов, традиций, привычек, мировоззрения. Всё это в совокупности и называется идеологией.

    Сейчас мы особенно остро ощущаем то, что у нас в стране до сих пор не сформулирована идеология, не сформировалось это зерно. Она как бы существует в народе, но нигде никак не оформлена. Но вы же понимаете, что свято место пусто не бывает. Если нет своей идеологии, её неизбежно будет занимать чужая. И наши идеологические противники, а сейчас уже не только идеологические, а прямые противники в той глобальной войне, которая развязана против России, очень четко используют свою западную идеологию для того, чтобы ослабить нас изнутри и прежде всего, чтобы повлиять на умы.

    Особенно на ещё неокрепшие умы молодого поколения. Поэтому сегодня остро стоит задача наконец сформулировать национальные идеологические основы. Это первое. Второе: не просто сформулировать, а перестроить всю нашу политику, во всех абсолютно сферах, таким образом, чтобы поднять национальное достоинство нашей страны на совершенно новый уровень.

    Сейчас против нас развязана информационная война. Она ведь ведется не с начала специальной военной операции на Украине, она ведется все последние годы, а после 2014 года - особенно жёстко. Любая информационная война ведётся на основе той или иной идеологии. В этой войне нам в первую очередь пытаются навязать чужие идеалы, при этом показывая нашу некую существующую в западном сознании ущербность. В то же время, мы и сами часто к таком взгляду на наше общество склонны, у нас в крови самобичевание.

    Мы сами даже если так не говорим, то думаем: нет, в других странах лучше, там что-то лучше произведут, что-то лучше придумают. В том числе, на бытовом уровне. Наши чиновники, а с ними и многие граждане, надеются, что вот вернутся опять к нам все ушедшие производители. Это присутствует в нас до такой степени, что, даже открывая сеть ресторанов на месте ушедшего «Макдоналдса», мы используем как бы новый логотип, но он фактически старый и теперь это какая-то пародия. Как будто бы сами мы изобрести даже бренда не можем.

    Я недавно побывала во дворце художественной гимнастики у Ирины Винер-Усмановой. Я не буду говорить сейчас о великолепном зрелище. Я хочу сказать про само здание. Такого уникального соединения в современной архитектуре, в современной отделке, в дизайне, где соседствуют лаковые палехские миниатюры, хохлома, самаркандские и бухарские мотивы, я никогда не видела, это уникально.

    Ирина говорила следующее: представляете, когда это строилось, ей пришлось вести войну и с заказчиком, и с подрядчиками, с архитекторами. Ей говорили, что она строит какой-то «лубок», а ведь это произведение искусства, основанное на нашей многообразной культуре. На культуре не только русской, там была использована узбекская культура, вообще древняя многонациональная культура наших народов. Этот пример показывает, насколько крепко укоренилась в нас западная идеология, что даже талантливый архитектурный проект, основанный на национальных мотивах, в сознании воспринимается как «лубок».

    Я говорю о том, что у нас есть многое из того, что мы могли бы использовать как свои национальные бренды, как свое лицо. Но мы, к сожалению, многие вещи не осознаем. Так что, идеология присутствует ещё и в том, что мы используем в быту, что мы носим, что мы едим. Если почитать Гиляровского - как у него описаны русские блюда - какая великолепная наша кухня! В мире вообще нет ни одной страны с таким разнообразием. Вот эти наши национальные, казалось бы, бытовые мелочи, в последнее время под воздействием западных стереотипов стали уходить из сознания людей.

    Говоря об идеологии, надо, вероятно, рассматривать это понятие не только с точки зрения традиционных ценностей. Потому что, когда мы говорим, что идеология — это только традиционные ценности и нужно вернуться к истокам, это, конечно, правильно, и они должны всасываться с молоком матери и сопровождать человека всю жизнь как данность, как естественная среда обитания, как образ жизни.

    Но молодежь не всегда понимает, когда мы говорим о традициях и возвращении к истокам. Им представляется сразу, что мы все должны «сидеть на печи, играть на гармошке и есть калачи». Я утрирую, конечно. Главное, мы должны в современном мире уметь дать свою альтернативу. Далеко за примером не надо ходить – возьмем Китай.

    Попробуйте в китайские соцсети прийти и начать там работать, продвигая свою идеологию. Вам будет, мягко говоря, довольно сложно. Но их замкнутость на своих ценностях не означает, что они отгородились от всего мира и сидят «едят рис». У них создан свой мощнейший национальный интернет, собственные соцсети. В которых точно так же идёт обмен мнениями, ведутся активные дискуссии и вовсю бурлит жизнь. Это пример того, что не нужно что-то обязательно заимствовать у Запада.

    У нас, как только мы отключили Facebook и Instagram, сколько было криков: караул, катастрофа! Но параллельных соцсетей, которые могли бы в полной мере заместить враждебные площадки, у нас пока нет. А ведь много говорили про суверенный интернет и закон даже принимали.

    Что сегодня необходимо сделать? Мы должны дать людям все многообразные современные возможности для того, чтобы идеи, которые присущи российским гражданам, стали естественным продолжением среды, в которой существует наш человек.

    Конечно, когда мы говорим об идеологии - я говорю о современном её понимании - мы должны в ней учитывать то, чем всегда были сильны. А это, когда перед нашим обществом ставилась сверхзадача. Тогда наши люди способны совершать чудеса. Так всегда было. Так было в нашей истории до 1917 года, так было в истории Советского Союза. Поэтому мы должны четко ставить перед собой цели на десятилетия вперед, а не просто, например, вести речь об импортозамещении.

    Задача – не просто заместить выпавший импорт, а создать своё на новой технологической основе. И это влечет за собой главную цель - Россия должна стать технологической сверхдержавой. Ещё совсем недавно обсуждалось на высоких уровнях то, что Россия - энергетическая сверхдержава.

    Да, мы, конечно, богаты энергоресурсами, но быть просто поставщиком энергоресурсов для всего мира — это совершенно недостаточно для нашей страны. Это не подвигнет народ на свершения, на такие смыслы, ради которых стоит жить. И не даст уверенности в будущем нашему молодому поколению, в том, что эти ребята здесь на Родине смогут реализовать свои возможности и задумки. Чтобы они не думали уезжать отсюда, как сегодня. К сожалению, очень много специалистов в сфере IT-технологий сейчас уехало за рубеж. Да, мы великая страна и мы ставим перед собой великую, большую цель: Россия - технологическая сверхдержава.

    Вместе с тем у нас очень недооценен наш ресурсный кадровый потенциал, человеческий потенциал. Соединить человеческий потенциал и мощнейшую базу материальных ресурсов, то есть полезных ископаемых, лесов, пресной воды, всего, чем обладает Россия — это масштабная задача. Пока этого никак не удается сделать. Чтобы наши энергоресурсы работали на нашу экономику. Наши металлы работали на нашу экономику. Наши люди работали на нашу экономику. Да, конечно, наверное, экспорт нужен. Но у нас с вами огромной ёмкости внутренний рынок.

    Надо для внутренних цен отказаться от привязки к доллару и вводить цены для внутреннего потребления, которые будут значительно ниже тех, по которым мы экспортируем нашу продукцию на Запад. Это и цены на энергоносители, и цены на металлы, на удобрения... Мы можем себе это позволить. В результате, это даст большой толчок к развитию российской экономики.

    Чего мы раньше боялись всегда? Что введение внутренних цен приведет к незаконному экспорту. То есть, спекулянты по этим дешевым ценам будут скупать продукцию и сырье здесь, а уже по внешним ценам гнать их за границу. Но сейчас, спасибо западным странам, они нас своими санкциями от этих опасений избавили.

    Конечно, нужна не только новая экономическая политика, нужна и новая гуманитарная политика. Мы всегда недооцениваем влияние на экономику идей и идеологии, того, что в марксистской философии называется надстройкой. Приведу исторический пример. У меня не так давно вышла книга по истории западной цивилизации «Эллада». Я там приводила примеры из реформ Солона. Афинскому государству нужно было обеспечить экономический прорыв, говоря современным языком, в технологической сфере. Конечно, с учетом того уровня развития производительных сил.

    И Солон ввел правило: взрослый сын имеет право не оказывать финансовую поддержку своему престарелому отцу, если тот не обучил его ремеслу. Понимаете, через закон в социальной сфере оказывалось влияние на экономику государства. Тут важно то, что государство, в том числе и через социальные реформы, внедряет национальную идеологию в жизнь.

    Что касается гуманитарной политики. Если брать период СССР, то там была идеология интернационализма. Люди, независимо от национальности, - армяне, казахи, украинцы, или белорусы, молдаване, - те, которые выросли в советское время, они даже визуально, даже по лицам отличаются от поколений, выросших в постсоветский период.

    Если я сейчас вам напомню первую строчку «взвейтесь кострами, синие ночи», вы сразу мне ответите «мы пионеры, дети рабочих». Кто-то скажет — это ностальгия по юности. Возможно. Но не только ностальгия. Это как раз та самая идеологическая идентичность. Пример того, по каким критериям мы осознаем, что принадлежим к данной культуре. А сегодня у нас ничего подобного нет. А это должно быть само собой разумеющимся, а не только в лозунгах.

    Я недавно была на киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Слушайте, это просто жалко! Судия, где снималось столько фильмов для детей и юношества, в которых говорилось о добре, о честном слове, о взаимоотношениях, всё это сегодня просто уничтожено. Мы практически не снимаем детских фильмов и заместить возникшую пустоту нечем. Хорошо ещё советские фильмы сохранились, многие из которых сейчас часто показывают на телевидении. Хотя есть о чем писать, есть что снимать, есть о чем говорить. И без подражания западным ток-шоу, которые берутся как калька с западных программ. Необходимо создавать наше, своё.

    Последнее, что хотела бы сказать. Конечно, процесс восстановления наших идей, наших постулатов, наших базовых ценностей – это длительный процесс. И не просто восстановления, а формирования новой гуманитарной политики. Воспитания на этой основе подрастающего поколения, начиная с самого раннего детского возраста. Основы этой гуманитарной политики у нас сформулированы.

    И то, что сегодня у большинства наших людей есть понимание, за что сражается Россия на Украине – это важнейший момент. Это внушает надежду на то, что и вся наша жизнь будет выстроена в соответствии с новыми идеологическими установками. С идеями, которые опираются на наши традиции и одновременно учитывают современный образ жизни.

    Разумеется, ни в коем случае нельзя допустить профанации такой идеи как любовь к Родине. Недостаточно просто поднимать в школах флаг и петь гимн. Недостаточно просто ввести должности воспитателей в штаты школ. Это все инструменты. Необходимо использовать в совокупности все формы, которые подтверждают и убеждают, что Россия - великая страна. Причём не просто великая страна, а та, в которой я живу и хочу жить. Я хочу, чтобы здесь жили мои дети. Я хочу, чтобы я здесь состоялся и реализовался как человек, как профессионал.

    Я хочу, чтобы здесь жили мои внуки. Вот это должно содержаться в каждом шаге, в каждом моменте работы и воспитания. Не навязывая, это должно быть естественно. Вот это очень важно. Надо понимать, что идеологическая работа - очень сложная, которая рассчитана не на один год. Основа для неё есть. Она должна очень четко сочетаться с национальной экономикой, с технологиями, с развитием науки. У нас есть все возможности для того, чтобы мы с этим справились.

    Спасибо!

    Средняя оценка: 4.8 (голоса: 18)