Фантазия Киева или коллективное мнение Запада?

    О чем говорит украинский проект «гарантий безопасности» Киеву.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time14 сен 2022remove_red_eye11 601
    print 14 9 2022
     

    13 сентября на сайте президента Украины был размещен документ под названием «Киевский договор безопасности». В нем перечислены принципы и место Украины в мире по итогам конфликта — в качестве умолчания принят проигрыш Российской Федерации. Документ представляет большой интерес в качестве своеобразной программы того, что действующий в Киеве режим и его иностранные хозяева планируют в отношении России, если цели и задачи СВО не будут доведены до логического результата.

    Является ли документ инициативным документом со стороны Киева или, в данном случае, представители администрации Владимира Зеленского озвучили подготовленный западными think tank концепт — вопрос открытый. Однако, его положения как минимум согласованы с НАТО и другими недружественными России структурами. В преамбуле документа подчеркивается, что «Киевский договор» — результат коллективного творчества представителей «разных стран демократического мира», среди которых экс-премьер-министры, министры, чиновники и академики.

    Уникальные гарантии от всего мира

    Утверждение «Договора» приведет к тому, что Украина получит совершенно уникальный статус — эта формулировка прямо фигурирует в тексте документа. Кроме вступления в НАТО и подпадания под 5-ю статью договора о коллективной поддержке альянса, а также присоединения к ЕС, Украина должна получать дополнительные гарантии, что выводит Киев в сверхпривилегированное положение. «Это будут первые подобные гарантии в XXI веке», — подчеркивается в «Договоре».

    Украина требует общий документ о стратегическом партнерстве между странами-гарантами и Киевом. В число гарантов «первого эшелона» предлагается включить США, Великобританию, Канаду, Польшу, Италию, Германию, Францию, Австралию, Турцию, а также страны Северной Европы и Балтии, Центральной и Восточной Европы. Они должны взять на себя основное бремя финансовой и военной поддержки Украины. Во «второй эшелон» группы поддержки и гарантий предлагается включить Японию и Южную Корею.

    В целом, количество «гарантов» — «учитывая уникальное геополитическое положение Украины» — мало чем ограничено. К формату «Рамштайн», также известному как «контактная группа по вопросам обороны Украины», присоединились около 50 стран. Что, по мнению составителей документа, может стать основой для ещё более широкой группы. В зависимости от степени вовлеченности в поддержку Украины, десятки государств мира должны гарантированно оказывать Киеву следующую поддержку:

    — прямую финансовую помощь и долговременные инвестиции для оборонного бюджета, восстановления инфраструктуры и строительства новой оборонно-промышленной базы;

    — передача оружия и технологий его изготовления, военного оборудования и амуниции;

    — организацию учений украинских ВС;

    — запуск программы действий в киберпространстве;

    — качественное усиление главных городов и границ Украины системами ПРО, радарами и другими военными системами (A2/AD).

    Многие гарантии должны быть бессрочными и неограниченными.

    Отдельный вклад должен сделать ЕС — от него потребуется доступ к программам финансирования ВПК Украины, а также дать Киеву привилегированный доступ к деньгам Европейского фонда обороны и Европейского фонда мира. От Турции, Болгарии и других государств Причерноморья — собственные договора о морской поддержке Украины.

    Вечные санкции и конфискация

    Значительная смысловая часть «Договора» посвящена санкциям против России. В случае «новой российской агрессии» (что никак не детерминировано), санкции против нашей страны должны вводиться автоматически. Предлагается разработать законодательную базу, которая позволит конфисковать «собственность, суверенные фонды и резервы, а также активы его граждан и организаций, которые находятся в санкционным списке». Конфискованное должно быть направлено «на восстановление убытков, нанесенных Украине войной».

    Сами санкции должны сформировать сложный механизм, «оставляя достаточно пространства для маневра, чтобы не раскрыть агрессору всю стоимость любого будущего возможного нападения на Украину». Отмена введенных в 2014 году против России санкций в рамках «Договора» возможна только, если Россия «прекратит агрессию», «гарантирует ненападение в будущем», «компенсирует Украине убытки». Отмена любых санкций против России должна обсуждаться в тесной координации с Украиной. В случае признаков агрессии нужно вводить автоматический пакет санкций, который «должен состоять по меньшей мере из полного набора санкций по состоянию на 1 сентября 2022 года».

    Выводы

    Ключевой вывод из обнародованного документа состоит в том, что Россия не может себе позволить проиграть кампанию на Украине. При сохранении в дееспособном виде киевского режима, подобный результат приведет к крайне негативным последствиям.

    Безусловно, есть большие сомнения в том, что перечень озвученных в Киеве пожеланий будет реализован хотя бы частично. Например, долговременные инвестиции в ВПК и государственный бюджет, равно как и передача передовых военных технологий совершенно не соответствуют интересам коллективного Запада. В том числе и приоритетный доступ Киева к бюджету ЕС.

    Маловероятным выглядит и долговременная коалиция стран, готовых в любой момент бросить все ресурсы на её спасение. Более реальным представляется некий пул государств во главе с США, которые в самом деле могут обеспечить долговременную поддержку Киеву. Тем не менее, даже в этом случае обозначенные документом намерения требуют учета и подготовки своевременной реакции.

    Вся описанная выше конструкция имеет смысл в случае проигрыша России. В противном случае, трудно представить, например, строительство ВПК Украины под огневым воздействием. А значит, настроенные на «дележ добычи» оппоненты пока не склонны снижать уровень агрессии к России и накачку Украины оружием и ресурсами.

    Украина готова предложить себя в качестве максимально укрепленного антироссийского плацдарма, который-де-факто находится под контролем Запада. Стоит отметить пункт в документе, согласно которому на Украине предполагается создать, кроме армии, силы территориальной обороны, которые бы включали всех гражданских лиц возрастом от 18 лет. Другими словами, Украина будет поставлять «пушечное мясо», а оружием и технологиями данную территорию снабдит Запад. Всё это представляет стратегическую угрозу для России — в том случае, если на Украине сохранится текущий режим или его идеологический преемник.

    Средняя оценка: 4.4 (голоса: 7)