Коммуникационные конфликты: от Южно-Китайского моря до Закавказья

    Мониторинг событий: фоном первополосных сообщений и заголовков мировой прессы прошли события, которые, тем не менее, заслуживают самого пристального внимания
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time15 июл 2020remove_red_eye1 708
    print 15 7 2020
     

    Фоном первополосных сообщений и заголовков мировой прессы прошли события, которые, тем не менее, заслуживают самого пристального внимания. Несмотря на огромный географический разброс, они обнаруживают скрытую логическую взаимосвязь. География этих событий синхронизируется с ключевыми мировыми логистическими маршрутами. Можно сделать предположение о начале очередного этапа глобального логистического конфликта, способного стать одним из важнейших факторов будущего мироустройства.

    ***

    Авианосное соединение США провело учения в Южно-Китайском море. Манёвры прошли как очевидный ответ на военно-морские учения КНР в акватории т.н. «спорных островов». Официальный Вашингтон связь между этими событиями отрицает.

    Согласно сообщению телеканала CNN, впервые за шесть лет авианосцы Nimitz и Ronald Reagan были введены в Южно-Китайское море. В учениях был задействован стратегический бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress. Официальная политическая цель - «продемонстрировать приверженность Индо-Тихоокеанского командования ВС США безопасности и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе».

    Военно-морским учениям США в этом регионе предшествовало заявление официального представителя МИД КНР Чжао Лицзяня, который в очередной раз назвал оспариваемые у Китая рядом других государств Парасельские острова исконной китайской территорией. Он заявил, что мероприятия КНР соответствуют исконному суверенному праву и назвал Вашингтон главным дестабилизирующим фактором в регионе.

    Официальный Пентагон заявил, что военная активность Пекина нарушает Декларацию 2002 года о действиях сторон территориального конфликта в Южно-Китайском море.  Оборонное ведомство США ожидает от Китая уменьшения «милитаризации и давления на соседей в Южно-Китайском море».

    В интервью The Wall Street Journal командующий ударной группой контр-адмирал ВМС США Джордж Уикофф подчеркнул, что учения КНР «оправдывают присутствие в регионе ВМС США».

    «Цель состоит в том, чтобы послать недвусмысленный сигнал нашим партнерам и союзникам, что мы привержены поддержанию региональной безопасности и стабильности», — заявил Уикофф.

    Вашингтон обвиняет Пекин в милитаризации акватории Парасельских островов и архипелага Спратли, на которые претендует несколько государств - Бруней, Малайзия и Филиппины, но прежде всего – Вьетнам. На спорных архипелагах Китай соорудил искусственные острова и разместил там системы вооружений.

    Китайские ВМС захватили архипелаг Спратли в 1974 году. По оценкам китайских экспертов, запасы углеводородов в зоне архипелага составляют 230 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубометров газа.

    12 июля 2016 года Международный трибунал, в Гааге, постановил, что КНР не обладает историческим правом на эти острова. Китай это решение не признал.

    ***

    Премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Филиппин Родриго Дутерте провели переговоры в ходе которых принято решение о расширении стратегического партнерства двух стран в Южно-Китайском море. Речь может идти о заключении между ними антикитайского союза с целью противодействия КНР в Южно-Китайском море.

    Министр обороны Филиппин Дельфин Лоренцана сообщил, что Индия заявила о своем намерении осуществлять навигационную деятельность в Южно-Китайском море наравне с США, Великобританией и другими странами.

    Китай активизировал свою деятельность в регионе в период пандемии. В апреле 2020 года корабль береговой охраны КНР потопил лодку с восемью вьетнамскими рыбаками у Парасельских островов. К июлю зафиксировано несколько подобных инцидентов. Министр обороны Филиппин, поддержав Вьетнам, заявил, что военные учения НОАК могут стать катализатором вооружённого регионального конфликта. 

    Лоренцана подчеркнул, что если военно-морские учения Китая в Южно-Китайском море перекинутся за филиппинскую границу, будет «самый суровый ответ». The Eurasian Times цитирует главу военного ведомства Филиппин: 

    «Мы не мешаем другим странам проходить через Южно-Китайское море или делать там какие-то другие вещи. Британцы действительно проходят через Южно-Китайское море, французы, подданные других стран. Индия также может присутствовать в этом районе».

    Очевидно, демонстрируя военно-морскую мощь в акватории спорного региона, КНР осуществляет попытку взять под контроль участок «Морского Шёлкового пути», наиболее уязвимый с точки зрения возможности военного блокирования ВМС США.

    Таким образом, даётся сигнал о готовности Китая к сценарию вооружённого конфликта в регионе. Синхронно с демонстрацией военной силы КНР даёт понять странам, расположенным на маршруте Великого Шёлкового пути, что у них есть возможность стать выгодополучателями проекта как его «рабочая обочина».

    ***

    «Китай намерен превратить инициативу «Один пояс и один путь» в результат содействия социально-экономическому восстановлению и раскрытия потенциальных возможностей для развития», - заявил председатель КНР Си Цзиньпин.

    Он отметил, что совместные с партнерами усилия будут приложены также для того, чтобы превратить данную инициативу в путь сотрудничества в противостоянии вызовам и защиты здоровья людей.

    Китайский руководитель отметил, что 11 июля 2005 года отмечалось 600-летие «семи путешествий мореплавателя Чжэн Хэ. Начиная с этой юбилейной даты 11 июля отмечается как День мореплавания.

    Согласно сообщению Медиакорпорации Китая, Си Цзиньпин пояснил, что выдвинутая им интеграционная инициатива реализации «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути 21-го века» связана с историческим контекстом Великого шелкового пути древности. Он отметил, что инициатива стала важной платформой практического формирования «глобального сообщества единой судьбы».

    В редакционном материале германского государственного вещателя Deutsche Welle «Новый Шёлковый путь»: Китай делает ставку на Узбекистан» анализируются стратегические изменения в подходе КНР к проекту «Один путь – один пояс» на фоне пандемии.

    Издание отмечает, что 5 июня первый товарный состав отправился из Китая в Ташкент по новому железнодорожному пути. Ветка проложена в обход Казахстана.  Фрахт будет перегружаться на автомобили, транспортироваться до киргизского Оша, а оттуда снова по железной дороге до Ташкента.

    7 июня в Узбекистане объявлено о масштабной программе по ремонту дорог в Ферганской области. Программа сооружения 20 тыс. км дорог также непосредственно связана с китайским проектом "Один пояс - один путь".

    DW приводит мнение политолога из Казахстана Петра Своика, согласно которому в Казахстане постепенно осознали, что при всех плюсах китайской инициативы искать в нем панацею для выхода из экономического кризиса не стоит:

    "В рамках проекта строятся сквозные магистрали через весь Казахстан, например, дорога с юга на запад. Трасса шикарная, но она не загружена. На экономику эти трассы сильно не влияют. И большого общественного ажиотажа вокруг проекта уже не заметно".

    На фоне заметного ослабления интереса Пекина к российскому Транссибу можно выявить явную тенденцию провести «Шёлковый путь» по альтернативному маршруту в обход РФ и Казахстана.

    Вероятно, в этом усматривается резон учёта стратегических рисков: нежелание задействованных в проекте китайских компаний и поставщиков попасть под европейские антироссийские санкции, а также ожидание возможной политической дестабилизации в Казахстане в перспективе властного транзита в республике.

    Логику войны в зонах стратегических транспортных маршрутов следует также не исключать в обострённой ситуации на границе Азербайджана и Армении. Одна из основных альтернативных сухопутных веток «Великого Шёлкового пути», проложенная по территории Турции в обход Туркмении и Казахстана, проходит восточнее Каспия.

    В этой оптике инспирированное Анкарой военное обострение между Азербайджаном и Арменией вышло в открытую фазу. Обстрел армянской территории азербайджанскими наступательными вооружениями и жертвы со стороны военнослужащих армянских ВС могут расцениваться как ставка в игре Турции на ренту безопасности участка логистического коридора «Великого Шёлкового пути» в качестве медиатора конфликта.

    Одновременно с обострением обстановки в юго-восточной и закавказской логистических зонах обозначился арктический вектор напряжённости в зоне российского Севморпути, который рассматривался как альтернативный морской маршрут проекта «Один путь – один пояс».   

    ***

    США разрабатывают самый крупный ледокол в мире. Об этом заявил американский лидер Дональд Трамп во время своего визита в штаб-квартиру Южного командования ВС Соединенных Штатов в штате Флорида. «Мы собираемся и попытаемся создать, если сможем, еще 10 ледоколов. У нас сейчас только один, а у России - 40», — сказал глава Белого дома.

    По его словам, в настоящее время США обсуждают возможность строительства ледоколов по низкой цене.

    «Чтобы успешно конкурировать с Россией в Арктике США нужны шесть новых ледоколов», - заявил заместитель главы американской Береговой охраны вице-адмирал Дэниэл Абель». "Нам нужны как минимум шесть ледоколов, в том числе три тяжелых. Пока у нас есть единственный ледокол Polar Star, и ему 40 лет", —заявил вице-адмирал на конференции по влиянию таяния арктических льдов на операции ВМС.

    Он отметил, что Россия уже создала в Арктике шесть новых баз и построила шесть новых ледоколов.

    Ранее госсекретарь Майк Помпео выражал обеспокоенность "российскими притязаниями" на международные воды Северного морского пути и планами соединить его с китайским морским "Шелковым путем". Советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон утверждал, что Вашингтон в скором времени установит круглогодичное присутствие в Арктике.

    Трамп пообещал Береговой охране США новый тяжелый ледокол. Это заявление сопровождало обнародование новой стратегии Береговой охраны в Арктике. В ней, в частности, отмечалось, что США предстоит противостоять в этом регионе России и Китаю. В заявлении командующего ВМС адмирала Цукунфта значилось: «США считают, что Северный морской путь должен быть транспортным коридором, открытым для всего мирового сообщества».

    Это означает доктрину отлучения России от контроля своего стратегического ресурса – Северного Морского пути. Вашингтон, очевидно, не просто раздражают введённые Россией новые правила прохода по Севморпути военных судов иностранных государств.

    Кораблям ВМС других стран необходимо уведомлять Москву о намерении следовать этим маршрутом за 45 суток. На борту любого боевого корабля должен присутствовать российский лоцман. Москва оставляет за собой право отказать в проходе по Северному морскому пути. Кроме того, в случае несанкционированного движения Вооруженные силы России могут применить чрезвычайные меры: арест или даже уничтожение нарушителя.

    Выступление Трампа не случайно было синхронизировано по времени с обнародованной РИА «Новости» 6 июля со ссылкой на предприятие госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» информацией о том, что на Дальнем Востоке началось строительство мощнейшего в мире атомного ледокола «Россия» проекта «Лидер».  («Росатомфлот»).

    Отмечается, что работы идут на верфи «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.

    Ранее, 15 июня премьер РФ Михаил Мишустин заявил: «Необходимо продолжить развитие парка мощных современных ледоколов. Строительство ледоколов позволит раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути (СМП) и усилить интерес международного бизнеса к новому транзитному коридору между Европой и Азией. И, конечно, обеспечить первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе».

    Глава правительства напомнил о строительстве серии из пяти атомных ледоколов, предназначенных для работы на СМП. «Все они по-настоящему уникальны, отличаются мощными двигателями и универсальностью, их можно использовать во льдах и в воде на глубоководных и мелководных трассах. Подобных нет ни у одной страны мира», — отметил премьер.

    В 2019 году, по данным Министерства природных ресурсов и экологии, объем провоза грузов по СМП составил 17 млн тонн. К 2024 году рост грузопотока прогнозируется до 57 млн тонн, а в 2028-м — 118 млн.

    В навигацию 2019 года по Ледовому шелковому пути из Китая в Европу уже прошли более 20 китайских судов с крупногабаритными грузами. По сообщению ряда СМИ, Китай к 2025 году рассчитывает до 20% внешнеторговых перевозок осуществлять через Северный морской путь.

    В январе 2018 года Госсовет КНР издал Белую книгу по политике в Арктике. Там указано, что Китай планирует совместно с другими государствами создавать морские торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шелковый путь», а также собирается самостоятельно добывать в Арктике нефть, газ, минеральные ресурсы и неископаемые виды топлива.

    На этом фоне усиленная программа строительства самостоятельного ледокольного флота КНР даёт основания для опасений: вступая в мировую «ледокольную гонку», Китай, очевидно, рассчитывает самостоятельно эксплуатировать Севморпуть и обойти Россию по аналогии с сухопутным маршрутом «Великого Шёлкового пути».

    Средняя оценка: 4.5 (голоса: 10)