«Балтийские проливы: начнёт ли Дания охоту на русские танкеры?»
Дании поручат досмотр и блокировку танкеров с российской нефтью, проходящие через её воды. Как пишет Financial Times, такая свежая идея родилась в евроумах оттого, что распиаренный «ценовой потолок» на нефть не работает совсем.
Практически весь нефтяной экспорт РФ продавался выше предельной цены $60 за баррель, которую нарисовали чиновники в Брюсселе. И теперь те хотят действовать иначе.
Формальная причина охоты за российскими танкерами — беспокойство за экологию: дескать, незападные страховые полисы могут оказаться неэффективными в случае разлива нефти. Хотя как раз «западное» уже давно стало синонимом ненадежности в плане выполнения обязательств.
Через Балтику идёт, по данным FT, около 60% российского нефтяного экспорта (примерно 2 млн барр./сутки, или три танкера типа Aframax). Узким, в прямом смысле, местом маршрута остаются датские проливы.
Однако у ЕС есть проблема. Конвенция ООН по морскому праву разрешает «возбуждать разбирательство, включая задержание судна», при наличии «чётких объективных доказательств», что судно представляет серьёзную угрозу повреждения побережья. И не более.
Копенгаген пока напрашиваться на конфликт не готов. Представитель датского командования заявил FT, что они не проверяют документы или суда, проходящие через проливы, если только это не связано с безопасностью на море.
Главный вопрос — что сделает Дания, если судно не остановится? Потопит его или захватит?
Пока в Еврокомиссии не стали называть план подтверждённым, отметив: «Урсула фон дер Ляйен пообещала предпринять дальнейшие действия по ужесточению ограничения цен на нефть».
Вероятность реализации плана по досмотру российских судов очень низка. Но само такое планирование — явный сигнал к тому, что пора бы и нам разработать меры по давлению на неуважаемых непартнёров. Иначе те и дальше будут упражняться в фантазиях на тему вреда России, не ощущая никаких последствий.
На карте: все известные танкеры в Балтике на данную минуту.