Сценарии развития последствий мирового экономического кризиса

Аватар пользователя Админ
account_circleАдминaccess_time31 Май 2020remove_red_eye128

Постановка проблемы.

Анализ имеющихся на данный момент сведений приводит к однозначному выводу, что эпидемия коронавируса COVID-19 вышла далеко за чисто медицинские рамки. Она подрывает экономическую основу мирового хозяйства, как в целом, так, в частности, для России.

Положение усугубляется тем фактом, что мероприятия по борьбе с эпидемией требуют реализации мер, прямо вредных для функционирования экономики. Что предполагает выверенного и взвешенного подхода к их реализации, а также комплексного сочетания карантинных, организационных и экстренных финансовых мероприятий.

При их разработке следует исходить из следующих, уже доказанных, предпосылок о том, что:

- минимизация экономического ущерба для российской экономики требует максимально возможных жестких карантинных мер в течение ближайших двух месяцев, а именно апреля – мая текущего года;

- способность российской экономики к скорейшему преодолению негативных последствий эпидемии напрямую зависит от обеспечения хозяйственной устойчивости в первую очередь крупного бизнеса. Так как именно его налоговые поступления формируют до 90% доходной части бюджета РФ. Из которой потребуется финансировать мероприятия по финансовой поддержке населения;

- в наибольшей степени поддержка потребуется населению, занятому в малом и среднем бизнесе, а также индивидуальным предпринимателям и самозанятым, сосредоточенным прежде всего в сфере услуг. Так как именно она понесет наибольшие потери как от карантина, так и от вызванного эпидемией падения деловой активности в целом. Она же станет основным источником неизбежного последующего всплеска безработицы в стране;

- при любом сценарии развития событий, даже в его лучшем варианте, внешние экономические условия на ключевых для РФ рынках, прежде всего энергетическом, будут неблагоприятными. Перспектива возврата нефтяных цен хотя бы к 50 долларам за баррель, а газовых к 135 долларам за тысячу кубометров в 2020 году маловероятна. Скорее следует ориентироваться на 35 – 40 и на 90 – 100 долларов соответственно;

- также наиболее вероятной перспективой окажется сохранение избытка предложения на нефтегазовых и сырьевых рынках в связи с экономическим кризисом вследствие тяжелого развития эпидемии в Европе и еще более худшей ситуации с ней в США. Что неизбежно затронет экспортно-ориентированную экономику Китая, серьезно зависящую от сбыта в оба указанных региона;

- тяжесть вызванного эпидемией экономического кризиса в России, а также глубина падения показателей и скорость их восстановления, теснейшим образом зависти от сохранения и, по возможности, расширения взаимной торговли с Китаем и странами Западной Европы. Если с первым особых проблем не предвидится, то второе самым непосредственным образом зависит от скорости подавления эпидемии там. Что предопределяет необходимость оказания им максимально возможной технической помощи;

- при этом помощь должна происходить на основании прямых межправительственных договоренностей, с максимальным исключением взаимодействия с центральными органами ЕС в Брюсселе. В текущем виде оказание помощи не только спасает жизни людей, что важно хотя бы в общечеловеческом смысле, и снижает угрозу расширения пандемии на соседние территории, включая российскую.

Совместные усилия в устранении общей угрозы создают важные предпосылки к переформатированию политических и экономических отношений в дальнейшем. В том числе в плане взаимного сближения. В противном случае, после того как угроза пандемии минует, Брюссель станет пытаться присвоить лавры победителя себе, что немедленно будет им использовано для возрождения изначальной антироссийской позиции в политике и экономике;

- в дальнейшем результаты сотрудничества в борьбе с эпидемией должны использоваться для ослабления проекта ЕС с целью его ликвидации в существующем виде;

- отдельной угрозой, в первую очередь эпидемиологического свойства, окажется Украина, система здравоохранения которой предотвратить вспышку эпидемии на территории страны явно неспособна, а действующие меры государства в части борьбы с угрозой неэффективны. Нельзя исключать необходимости реализации жестких кордонных мероприятий на всей протяженности совместной границы, в случае ухудшения обстановки там;

- сложным остается вопрос отношений с Белоруссией, власти которой на данный момент к угрозе эпидемии в своей стране относятся явно безответственно;

- в перспективе возможно возникновение необходимости организации кордонных мероприятий на протяжении совместной границы с республиками Средней Азии. Но в первую очередь, принимая решение на их счет, будет необходимым оценить сначала возможность оказания им такой же помощи для борьбы с эпидемией, как Россия сейчас помогает Италии. Впрочем, сейчас остановка в регионе пока экстренных мер не требует;

- важным влияющим фактором на характер дальнейшего развития событий окажется способность правительства США по преодолению эпидемии, а также характер и объем антикризисных мер со стороны ФРС. Они в любом случае будут стремиться купировать экономические проблемы расширением объемов программы количественного смягчения.

Ее объем и темпы проведения самым непосредственным образом отразятся на мировой экономике в целом, по-прежнему сохраняющей высокую зависимость от американского доллара. В случае если финансовая система США масштаба вливаний не выдержит, а риск этого уже достаточно высок, существует вероятность обрушения долларовой системы со всеми вытекающими для экономики масштабными негативными последствиями.

Средняя оценка: 5 (голоса: 1)