Возможен ли разрыв дипломатических отношений с Польшей?
Вероятность разрыва дипломатических отношений РФ и Польши существует, сообщил посол РФ в Польше Сергей Андреев.
«Есть предел, за которым последуют зеркальные меры в отношении дипломатической недвижимости Варшавы в Москве», — так Андреев прокомментировал претензии польской стороны по поводу сохраняющихся у РФ объектов в Польше.
Посол добавил, что политическая повестка с Москвой «многолетними целенаправленными усилиями Варшавы практически сведена к нулю».
Тут самое время заметить, что согласно букве Венской конвенции о дипломатических сношениях, связи Варшавы и Москвы уже давно вышли за пределы дипотношений. Потому что статья 45 конвенции обязывает страну пребывания при разрыве дипломатических сношений с другим государством и даже в случае вооружённого конфликта с ним уважать и охранять помещения его представительства вместе с имуществом и архивами.
Однако в конце апреля польские власти силой изъяли здание школы при посольстве РФ в Варшаве.
10 мая газета Rzeczpospolita сообщила, что польские власти изъяли с банковских счетов посольства и торгового представительства России $1,2 млн. А 15 мая премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что власти страны будут стремиться изъять и другую дипсобственность РФ.
После такого грабежа вопрос о разрыве дипотношений выглядит во многом абстрактным. Хотя его, конечно, можно зафиксировать для галочки — как это произошло с ДОВСЕ, в котором Россия заморозила своё присутствие ещё несколько лет назад.
Одним из немногих практических следствий разрыва дипотношений обычно бывает прекращение действия договоров о сотрудничестве. Но и тут можно обойтись без разрыва. Например, с 3 мая и так прекратило действие Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники между Россией и Польшей.
Разрыв дипотношений, как правило, имеет эффект психологический — как «последнее предупреждение» перед жёсткими санкциями или объявлением войны. Есть, однако, сомнения, что наше предупреждение без немедленных практических шагов за ним приведёт Польшу в чувство.