«Носорог» среди «слонов». Кто такие RINO, от которых Трамп обещает избавить Америку?
Выступая на днях перед толпой своих сторонников, экс-президент США Дональд Трамп пообещал, что следующий 2024 год станет годом разгрома глобалистов, леваков («марксистов») и неких RINO. С первыми двумя категориями все понятно, вражда Трампа, Сороса и спонсируемых последним ультралевых давно известна. Но кто же такие «RINO», от которых Трамп обещает спасти Америку?
RINO — это аббревиатура от английской фразы «Republican in Name Only», что в переводе означает «Республиканец только по названию». Надо сказать, что здесь есть игра слов: эмблема республиканской партии — слон, а RINO созвучно слову rhino (от rhinoceros — носорог), означающему совершенно другого представителя животного мира. Получается красочный мультяшный образ — носороги, затесавшиеся в стадо слонов.
Термином RINO уже довольно давно называли тех функционеров республиканской партии, которые предали консервативные ценности, поддерживают законы и инициативы, противоречащие консервативной повестке. Иными словами, выдвигаются от республиканцев, а сами продвигают аборты, присутствие ЛБГТ в школах, бесконтрольную миграцию, радикальный экологизм. В былые времена RINO называли покойных Джона Маккейна и Колина Паэулла, а порой и экс-президента Джорджа Буша-младшего.
Американский надпартийный истеблишмент, в свою очередь, всегда рассматривал термин RINO как недопустимый, неполиткорректный и просто «оскорбительный». Публике предлагали исходить из того, что две крупнейших партии Америки, республиканцы и демократы, это не какие-то там идеологизированные структуры, а что-то вроде американских традиционных брендов или спортивных клубов, за которые вы «болеете» в силу привычки или семейной традиции. Они, конечно, могут отличаться своей позицией по вопросу о том, нужно ли повышать налоги или, наоборот, снижать их, но не более того
Все это прекрасно работало в Америке на протяжении десятилетий, однако в какой-то момент сторонники республиканцев поняли, что этот принцип распространяется лишь на них. В то время как верхушка демпартии превращалась в идеологизированную неолиберальную секту, у республиканцев во главу угла ставились плюрализм и свобода мнений. Хочет, к примеру, Лиз Чейни, дочь бывшего главного «неокона», вице-президента Дика Чейни, продвигать привилегии для ЛБГТ — так это ее личное дело, не смейте ее критиковать.
В конечном счете во время избирательной компании Трампа в 2016 году фактор недовольства RINO дал о себе знать, и республиканские активисты дружно прокатили на праймериз всех, кто подходил под это определение, включая Джеба Буша, брата экс-президента США. Через четыре года, в ходе новой избирательной компании по выборам президента США, и особенно — после свержения Трампа структурами «глубинного государства», термин RINO заиграл новыми красками. RINO стали называть сенаторов и конгрессменов от Республиканской партии, которые пытались «слить» Трампа после провокации со «штурмом Капитолия», либо отказав ему в поддержке, либо прямо поддержав инициативу демократов об импичменте Трампа. Так в список RINO попали экс-кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни и лидер республиканского большинства в сенате Митч Макконелл. На очереди же стоят и все потенциальные оппоненты Трампа в ходе праймериз, включая Майка Помпео и даже Рона Десантиса.
В последний же год представления RINO получили еще одно измерение — внешнеполитическое. Многие республиканские активисты стал называть так сторонников участия США в украинской конфликте, накачивающих киевский режим оружием и деньгами. С такими изменениями недавно на собственном опыте столкнулся, к примеру, одиозный русофоб сенатор Линдси Грэм, заявившийся с украинской повесткой на консервативный форум, посвященный защите семейных ценностей. Однако вместо аплодисментов сенатор получил неодобрительные возгласы, а затем услышал множество нелицеприятных высказываний в свой адрес.
После этого мейнстримные американские эксперты и СМИ были вынуждены признать, что в среде консервативных республиканцев пресловутая «поддержка Украины» означает теперь примерно то же самое, что и «поддержка абортов». Правда, они же сегодня пытаются делать хорошую мину при плохой игре, муссируя тезис о том, что борьба с RINO отпугнет от республиканцев «болото», аполитичную часть электората. И даже если Трамп победит на праймериз, он все равно проиграет выборы любому кандидату от демократов, включая крайне непопулярного Байдена. Однако в реальности это — весьма спорное утверждение. Четкая и ясная идеологическая позиция без каких-либо «но» и «если», возможно, и отпугнет часть «болота», однако может привлечь на сторону Трампа много новых избирателей, которые раньше просто игнорировали выборы, считая, что от их исхода ничего не изменится.
Борьба с RINO уже помогла Трампа одержать верх в борьбе за доминирование в Республиканской партии, что еще два года тому назад казалось недостижимым результатом (речь шла даже об уходе Трампа из республиканского лагеря и создании мощной третьей партии). Не исключено, что на волне борьбы с «оппортунистами» Трампу удастся со временем добиться большего, то есть вернуться в Белый Дом в 2024 году.