По вопросу обеспечения гарантий безопасности Россия может перейти к плану «Б»
Соединённым Штатам и руководству НАТО 15 декабря 2021 года были направлены российские предложения по гарантиям безопасности. 17 декабря проекты Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации НАТО были опубликованы на сайте Министерства иностранных дел РФ.
Переговоры по обсуждению данных предложений по гарантиям безопасности прошли в Женеве 10 января 2022 года в формате РФ-США, в Брюсселе 12 января на заседании Совета Россия-НАТО и 13 января в Вене на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ.
Ключевые российские предложения по гарантиям безопасности были отклонены США в ходе двусторонней российско-американской встречи в Женеве 10 января. Последующие форматы обсуждения лишь повторили американское мнение по данному вопросу. Это и очевидно, ибо Вашингтон является главным режиссёром, сценаристом и постановщиком в театре коллективного Запада. Здесь двух мнений быть не может.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков 13 января 2022 года в интервью телеканалу RTVI прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом:
«Главная проблема — США и их союзники по НАТО ни под каким видом, ни по каким причинам <…> не готовы идти навстречу нашим ключевым требованиям по нерасширению НАТО, свёртыванию инфраструктуры альянса и возвращению его к рубежам по состоянию на 1997 год. И, разумеется, по тематике, которая касается юридически обязывающих гарантий неразмещения соответствующих систем в непосредственной близости от наших границ».
Сергей Рябков также оценил перспективу дальнейших переговоров по этой проблематике:
«По ключевым элементам этих текстов [гарантий] Соединённые Штаты и их союзники фактически говорят нам «нет», а там, где они говорят нам «да, давайте дальше обсуждать», мы в свою очередь отмечаем, что при всей важности и серьёзности именно этих сюжетов они вторичны по отношению к тому же нерасширению НАТО. Вот в известной мере тупик или разница в подходах. <…> Оснований садиться в ближайшие дни, вновь собираться и начинать эти же самые обсуждения я не вижу».
Если говорить о продолжении переговоров, то решение здесь будет за президентом России, т.к. внешняя политика – это его прерогатива, и именно его поручение о получении юридических гарантий безопасности для нашей страны со стороны США и НАТО и выполняет МИД РФ.
Когда Сергей Рябков говорит об отсутствии перспективы на переговорах, речь, конечно же, идёт о позитивном результате для России. Какие-то формальные мероприятия в формате РФ-США и Россия-НАТО ещё пройдут. Например, Североатлантический альянс собирается представить свои предложения по гарантиям безопасности в ответ на российские. Очень вероятно, что свою позицию по проекту Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности письменно изложат и США.
В общем, Москва ждёт в той или иной форме выраженные письменные отказы на свои предложения по проектам двух документов: Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора.
Что остаётся России? Пора постепенно переходить к плану «Б». Очевидно, что такой план уже есть, просто пока лежит под сукном. Отработан и военным, и внешнеполитическим ведомствами России, и экономическим блоком.
Возможные меры России в рамках военно-технического и военного ответов обсудим позже. А сейчас остановимся на стратегии непрямых действий, которая также способна доставить коллективному Западу массу проблем.
Здесь надо смотреть на Израиль. Страна всегда на передовой и очень остро чувствует международную обстановку. В воздухе запахло жареным. 13 января 2022 года состоялся телефонный разговор Владимира Путина с премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом:
«В продолжение проведённых в Сочи 22 октября 2021 года российско-израильских переговоров на высшем уровне лидеры обменялись мнениями по ряду актуальных тем международной повестки дня. В частности, по просьбе Нафтали Беннета Президент России информировал по существу инициативы о выработке юридически оформленных договорённостей, гарантирующих безопасность Российской Федерации, и проводимой на этот счёт работе с США и их союзниками по НАТО, а также о принципиальных подходах к урегулированию внутриукраинского конфликта.
Затрагивались различные аспекты российско-израильского взаимодействия на сирийском направлении, проблематика ближневосточного урегулирования, ситуация вокруг иранской ядерной программы».
Стратегия непрямых действий России могла бы называться «Нам всё равно». Приведу ряд примеров: нам всё равно, будут ли сирийские военные применять средства ПВО дальнего радиуса действия по израильской авиации, наносящей авиаудары с сопредельной Сирии территории; нам всё равно, какие действия в отношении Израиля (ближайшего союзника и главной опоры США на Ближнем Востоке) будут вести с сирийской территории проиранские силы; нам всё равно, будет ли возобновлена ядерная сделка с Ираном и получит ли Иран в своё распоряжение ядерное оружие, нам всё равно в отношении ядерной и ракетных программ КНДР и др.
То есть Россия отказывается от реального участия в урегулировании этих вопросов, сохраняя формальное присутствие, не даёт никаких гарантий, никого не сдерживает, не поддерживает никакие санкции в Совете Безопасности ООН по данным направлениям. Юридические основания для такой позиции можно найти, ибо международное право довольно часто применяется избирательно.
Например, на нынешний момент времени Иран от получения ядерного оружия удерживают лишь его обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Тегеран уверен, что в данном случае ему гарантированы санкции по линии СБ ООН за нарушение ДНЯО, и что эти санкции поддержат Россия и Китай. А если России будет «всё равно», тогда данные санкции по линии СБ ООН будет невозможно ввести.
Коллективный Запад выбрал в отношении России стратегию избирательного взаимодействия, т.е. использовать российский потенциал на тех направлениях, где ему выгодно. Но при этом США и их союзники по НАТО отказывают России в возможности иметь сферу жизненных интересов вдоль своих границ.
Россия совершенно обоснованно может отказать Западу в использования своего политического, дипломатического, экономического и военного ресурса по ряду направлений. «Нам всё равно», если Запад не хочет учитывать наши интересы. Конечно, у нас тоже будут издержки, но у США и их союзников издержки будут на порядок больше: это же они подписались на мировую гегемонию, Россия не подписывалась. Для Москвы сейчас на кон поставлено слишком многое: с таким серьёзным вызовом национальной безопасности Россия не сталкивалась со времён распада СССР.
В ходе интервью RTVI Сергею Рябкову был задан вопрос о возможности размещения военной инфраструктуры РФ на Кубе и в Венесуэле в случае провала переговоров с Западом. Сергей Алексеевич ответил: «Я не хочу ничего ни подтверждать,.. ни исключать».
Данный ответ замглавы МИД РФ в тот же день на пресс-конференции прокомментировал председатель военного комитета НАТО адмирал Роберт Бауэр: «Это не территории НАТО, если мы говорим о Венесуэле и Кубе, но я думаю, что есть государства, союзники, которые были бы обеспокоены таким развитием событий».
Очевидно, что очень большую обеспокоенность такой военно-технический и военный ответ России вызвал бы у американского истеблишмента, который привык к ощущению безопасности на континентальной части США. С появлением российских ракетных ударных систем в регионе Латинской Америки такое ощущение сразу же исчезнет.
Кстати, Сергей Рябков не вдавался в подробности: «[Всё] зависит от действий американских коллег. Президент России многократно высказывался, в том числе, и на эту тему: каковы могут быть мероприятия, например, по линии российского военно-морского флота, если дело пойдёт совсем в направлении провоцирования России и дальнейшего усиления военного нажима на нас».
«По линии военно-морского флота» означает присутствие в международных водах у побережья США корабельной группировки ВМФ РФ, оснащённой гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон», имеющими дальность поражения более 1000 км и скорость полёта 8-9 Махов. Это позволит уничтожить центры военного и политического управления на континентальной территории Соединённых Штатов через 5 минут после запуска данных ракет.
Следует заметить, что с точки зрения развёртывания это самый простой и независящий от Кубы и Венесуэлы вариант. В полном соответствии с международным правом российские корабли будут находиться в нейтральных водах у побережья США.
Подведём итоги. Россия приложила значительные политико-дипломатические усилия, чтобы довести свою позицию по гарантиям безопасности до США и их союзников по НАТО, а также до мировой общественности, разместив в публичном доступе проекты Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора.
Россия получила отрицательный ответ на ключевые положения данных документов в части нерасширения НАТО, свёртывания инфраструктуры альянса и возвращения его к рубежам по состоянию на 1997 год. Дальнейшие переговоры при таких несближаемых позициях сторон для Москвы бесперспективны.
Таким образом, России может переходить к плану «Б». План «Б» может включать использование стратегии прямых и непрямых действий. Раз не удалось получить гарантии безопасности политико-дипломатическим путём, значит, Россия должна обеспечить их самостоятельно через создание аналогичных угроз безопасности США и их союзникам НАТО.