Союзное государство: России и Белоруссии нужна общая история
У Белоруссии и России будут общие учебники истории для студентов и школьников. Об этом сообщил посол России в Беларуси Борис Грызлов. По словам дипломата, между союзными странами «до сих пор сохраняются разночтения в понимании важных событий в истории СССР и Российской империи». Чтобы преодолеть эти разночтения и создания учебников, на созданной общей понятийной исторической базе, будет создана совместная комиссия по истории, куда войдут российская межведомственная комиссия по историческому просвещению во главе с Владимиром Мединским и республиканский совет по исторической политике, возглавляемый руководителем Администрации президента Республики Беларусь Игорем Сергеенко.
Надо сказать, что у этого проекта уже есть определенная предыстория. В 2023 году было опубликовано совместное российско-белорусское учебное пособие для вузов «История белорусских земель и белорусской государственности». Это первое учебное пособие по истории, рекомендованное и в России, и в Белоруссии. Кроме того, в прошлом году увидел свет учебник «История Союзного государства». Насколько можно понять, сейчас речь идет о полноценном историческом видении, а не только о создании изолированных друг от друга исторических пособий.
Инициатива разработки единой концепции исторического прошлого, общность которого нуждается в закреплении, выглядит как актуальной, так и запоздалой — паузу более чем в 30 лет нельзя охарактеризовать иначе. Слабость гуманитарной составляющей всегда была отличительной чертой белорусско-российской интеграции.
Пожалуй, до последнего момента в этой сфере все обычно ограничивались констатацией братского характера двусторонних отношений в двадцатом веке, в особенно в период Великой Отечественной войны. Однако, начиная с девятнадцатого века в исторических концепциях наблюдались значительные разночтения. В частности, в издававшемся в 2018–2020 гг. в Минске пятитомнике «История белорусской государственности» была выпячена тема конфликтов между конфликтов между великом княжеством Московским и Великим княжеством Литовским.
Историческая связь русских и белорусов очевидна — все вышли из общей колыбели Древней Руси. Подобная трактовка считалась самоочевидной в Российской Империи, когда доминировала концепция триединого русского народа. В СССР существовала концепция древнерусской народности как «материнской общности», из которой возникли «братские восточнославянские народы» — белорусы, русские и украинцы. Однако в постсоветский период научную сферу захватили националисты, в том числе и националисты радикальные.
Начался поиск аргументов для обоснования тезиса «Белоруссия — не Россия». Своеобразным программным документом в этом плане можно считать статью известного белорусского историка Бича М. О. «Аб нацыянальнай канцэпцыі гісторыі і гістарычнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь». Автор подчеркивал, что особенностью белорусской историографии на протяжении долгого времени являлось господство в ней двух «антибелорусских тенденций» — великопольской и ... великорусской. Подобная практика получила огромную поддержку со стороны Запада. В итоге в белорусской историографии сформировалась парадигма, в рамках которой Беларусь и белорусы — есть некая обособленная от общерусского корня общность.
Уже в древнерусском периоде белорусские учебники позиционируют некую отдельную национальную субъектность в Полоцком княжестве, затем основной темой становится Великое княжество Литовское, а затем некая «национально-освободительная борьба» с царизмом. Такие школы, как западнорусизм (историк Л.П.Криштапович и другие объективные исследователи), настаивавших на том, что белорусы это самобытная, но неотъемлемая часть русского народа, в большинстве учебников даже не упоминаются. Сегодня в белорусской образовательной сфере доминирует концепция, согласно которой белорусы — это привнесенное извне, из Москвы «оккупационное» название этноса, который на самом деле якобы назывался... литвинами.
Таким образом, современный курс истории Белоруссии дает объективную оценку советского периода и событий Великой Отечественной войны, однако за пределами этого хронологического интервала базируется на основе пусть и не радикально выраженных, но все же националистических представлений. Он не формирует враждебного отношения к России — но и атмосферы братства тоже не создает.
Очевидно, что необходимо сформировать общее историческое видение прошлого, в котором не было бы, с одной стороны, откровенно антироссийских концепций, с другой стороны — были в полной мере отражены государственные традиции белорусов, их достижения и вклад в общерусскую историю.
При этом встречный процесс должен идти с обеих сторон.
В российском контексте нужно достойно представить историю Белой Руси после нашествия Орды. К сожалению, пока что наши школьники и студенты имеют смутное представление о событиях на западно-русских землях, где, как минимум, до конца пятнадцатого века шла ожесточенная борьба между сторонниками православной цивилизации (причем как славянского, так и литовского происхождения) и апологетами поглощения Великого княжества литовского поляками. Стоит также напомнить о том, что на памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде в ряду «Государственные люди» сразу за Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом расположены фигуры трёх литовских князей: Гедимина, Ольгерда и Витовта, в ряду «Военных людей и героев» поместили ещё одного правителя Литвы — Кейстута, сын Гедимина, брата Ольгерда и отца Витовта. Тем самым автор памятника скульптор Михаил Микешин, и, в определенной степени, сам Александр Второй, лично утвердивший концепцию памятника, хотели продемонстрировать общность двух великих княжеств Московского и «Литовского и Русского», как официально называлась с середины тринадцатого века западно-русское государственное образование.
По сути, княжества, как минимум до эпохи Ивана Великого, представляли собой сообщающиеся сосуды, части единой культурно-политической системы. Показательно, что потому правителей ВКЛ, Гедиминовичи, заняли со временем статусные позиции в рядах общерусской аристократии. От них ведут свой род аристократические фамилии Голицыных, Мстиславских, Трубецких, Бельских, Хованских, Волынских, Куракиных и Патрикеевых. Кстати, на памятнике нашлось место еще одному православному литовцу — святому князю Довмонту Псковского, одного из самых чтимых на Руси князей-воинов, защищавшего Псков от тевтонских захватчиков.
С другой стороны, белорусские школьники и студенты сегодня изучают историю России в рамках курса всемирной истории, причем весьма поверхностно. Очевидно, что акцент на то, что Московское княжество и Российская империя — это, якобы, «иностранные государства», разрушителен для общего гуманитарного фундамента Союзного государства.
Проблема взаимоотношений русских и белорусов нуждается в разработке по-настоящему глубокого, комплексного историко-культурного подхода. Нужны принципиально новые подходы, на базе которых можно будет строить прочный гуманитарный фундамент Союзного государства. Концепция Союзного государства предполагает исключительно прочное культурно-историческое обоснование того, почему такой союз — неизбежен и предопределен самой историей.