Запад готовит в Грузии «революцию иноагентов»

    К дестабилизации Грузии подключился генсек НАТО.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time18 апр 2024remove_red_eye18 036
    print 18 4 2024
     

    17 апреля парламент Грузии принял законопроект «О прозрачности иностранного влияния», или, как его сокращенно называют, «Закон об иностранных агентах». Первая попытка имела место год назад, и закончилась для правящей партии «Грузинская мечта» провалом. После акций протеста, а также в силу политического давления ЕС и США, законопроект был отозван. Со второй попытки дело пошло лучше — о желании снова внести в парламент законопроект стало известно 3 апреля, и утверждение в первом чтении, соответственно, потребовало всего 2 недели.

    Единственным изменением стала трансформация ключевого термина «вместо агент иностранного влияния» теперь используется «организация, проводящая интересы иностранной силы». Что — в сравнении с российским вариантом юридической защиты от иностранного влияния, выглядит менее жестко.

    Собственно, грузинский законопроект в принципе не содержит ничего дискриминирующего. Организации должны будут самостоятельно обратиться в Национальное агентство публичного реестра, чтобы их внесли в соответствующий список. Затем от организации будет требоваться раз в год, в электронном виде, заполнить финансовую декларацию за прошлый период. Ограничения или дополнительные требования к грузинским иноагентам применяться не будут. Чтобы стать иноагентом, НПО или СМИ должны получать более 20% дохода из-за рубежа.

    При этом в список иноагентов не будут включаться НПО, которые основаны неким административным органом, представляют спортивные федерации или донорство крови. В случае подозрений или не предоставления декларации, минюст республики может провести проверку, и если будет выявлено нарушение, то СМИ или НПО заплатят штраф 25 тысяч лари (порядка 10 тысяч долларов).

    Если смотреть объективно, то это наименее обременительный закон об иноагентах из тех, что на слуху. Представители грузинской власти даже предлагали найти в законопроекте что-либо, отличающееся от известного американского закона FARA от 1938 года, в преамбуле которого говорится, дословно: «FARA требует, чтобы определенные агенты иностранных принципалов, которые занимаются политической или иной деятельностью, указанной в законе, периодически публично раскрывали свои отношения с иностранным принципалом, а также деятельность, поступления и выплаты в поддержку этой деятельности. Раскрытие требуемой информации облегчает оценку правительством и американским народом деятельности таких лиц в свете их функций в качестве иностранных агентов».

    С оглядкой на FARA был принят российский закон, а Евросоюз находится в стадии разработки собственного законопроекта такого же толка.

    Дальнейшие события наглядно показали весь масштаб двойных стандартов Запада. Против грузинского закона выступили ЕС и США, а также оппозиция при поддержке президента страны Саломе Зурабишвили — откровенного западного агента влияния с французским паспортом. Зурабишвили сочла принятие закона «саботажем европейского пути Грузии», ранее получившей статус кандидата в ЕС и пообещала, что в случае принятия закона наложит на него вето.

    Оппозиция Грузии начала именовать закон «российским» — полностью игнорируя факт принятия аналогичного закона в США скоро уже как век назад, а также разработку европейского аналога.

    На фоне разработки в ЕС своего законопроекта, претензии к грузинскому закону как «неевропейскому» выглядят абсурдно.

    Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе специально ознакомил послов США, ЕС и Британии в Тбилиси с законопроектом — но это не помогло. Западные контрагенты Грузии продолжили критиковать законопроект, а президент Зурабишвили заявила, что Европа высказалась четко — этот закон «не европейский», и «помешает грузинской евроинтеграции».

    Здесь полезно вспомнить один из главных триггеров украинского майдана-2014: так называемые «драконовские законы Януковича», которые предполагали всего лишь запрет собираться на митинги в масках и с оружием, вести деятельность СМИ без регистрации и прочие, достаточно логичные, вещи. Хотя правительство Януковича под давлением толпы отказалось от принятия законов, протесты это не остановило — с известными последствиями.

    Аналогии с Грузией тут очевидны. Оппозиция пытается собираться на митинги с целью захвата правительственных зданий, её поддерживает часть элиты и всё это происходит под предлогом «борьбы за европейские ценности», которым никто не угрожает — и всё это при давлении со стороны ЕС и США.

    К раздуванию скандалов подключился даже генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, отметивший в своём комментарии, что любой закон, который вводит понятие «иностранных агентов» подорвет «саму идею сделать Грузию более сильным и более демократическим обществом». Почему аналогичные законы не мешают быть демократическими государствам странам ЕС и США — вопрос риторический. Как и то, есть ли разница между НАТО, ЕС и США, и зачем все они самым активным образом вмешиваются во внутренние дела суверенного государства.

    Пока что парламентское большинство и правительство Грузии держатся достаточно уверенно, используя аргументацию оппонентов против них самих. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе ожидаемо поддержал принятие закона об иноагентах, уточнив, что правительство Грузии устанавливает европейские стандарты прозрачности. Но это, разумеется, не мешает дальнейшей раскачке «майдана», который реализуется по традиционному сценарию «нет русскому правительству».

    У властей Грузии есть положительный опыт купирования «цветных революций», что подтверждается нахождением Михаила Саакашвили в грузинской тюрьме — бывший президент не смог повторить свой успех «революции роз». Но Запад очень плотно взялся за Кавказ (семимильными шагами по пути Украины движется и Армения), так что Грузию ждут тревожные месяцы.

    Средняя оценка: 5 (голоса: 4)