Судьба «Северного потока-2»: как долго продержится Европа? Часть первая

    Как Европа рубит газовый сук, на котором сидит, и как Газпром научился играть по правилам европейских бюрократов
    Аватар пользователя Борис Марцинкевич
    account_circleБорис Марцинкевичaccess_time18 фев 2022remove_red_eye8 447
    print 18 2 2022
     

    Начиная с сентября прошедшего года новостные агентства без устали рассказывают о том, что происходит вокруг «Северного потока-2» и как выглядит ситуация на европейском газовом и энергетическом рынке. Сообщений настолько много, появляются они настолько часто, что становится сложно в них ориентироваться, тем более, что далеко не все эти новости точно отражают реалии всех событий.

    Природный газ: поставщик и потребители

    Начать стоит с того, что любые новости, рассказывающие о том, что «Россия поставила в Германию, в Италию, в Польшу» и далее по списку – это уже ошибка, уже неудивительное для СМИ следование неверным шаблонам. Конечно, инерционность мышления вполне объяснима: мы привыкли, как чему-то совершенно естественному, что наша государственная компания Газпром самостоятельно ведет поиски и разработку месторождений, самостоятельно строит магистральные и распределительные газопроводы, сама ведет внешнеэкономическую деятельность.

    Работу Газпрома контролирует государство, поэтому для нас привычны новости о том, что российский газ в Европу поставляет Россия – мы не удивляемся такой новости, она звучит для нас привычно, не вызывает никакого возмущения. Но, если речь идет о поставках газа в страны Европы, то важно помнить, что все требования о неукоснительному следованию либеральной доктрине экономики, которые Запад адресует в адрес нашей страны, в государствах Европы давным-давно выполнены.

    В Европе газовые и энергетические компании, контролируемые государствами – редчайшие исключения, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. Государства Европы не участвуют в непосредственной экономической деятельности, они не занимаются реальным бизнесом, сосредоточившись на попытках регулировать его на законодательном уровне и за счет налоговой системы.

    Ну, а интересы частных компаний и государства полностью совпадают далеко не всегда, поэтому «Германия покупает российский газ» - это уже принципиальная ошибка. Контракты на поставку газа с нашей стороны подписывает специализированная компания «Газпром Экспорт», и на ее официальном сайте всегда можно найти списки ее основных партнеров в каждой стране. Российский газ, разумеется, в ту же Германию попадает, но это – следствие исполнения долгосрочных контрактов с немецкими частными компаниями Wintershal Dea, Uniper и далее по списку.

    Импортируя российский газ каждая из этих компаний делает это прежде всего в собственных целях, интересы государства Германия для этих компаний стоят на втором плане – главное, при своей работе, тщательно соблюдать все регулирующие такую деятельность законы и предписания, и, само собой, во время платить налоги. Но контрольный пакет Wintershal Dea принадлежит компании BASF, и несложно догадаться, что для Wintershall природный газ не столько энергетический ресурс, сколько сырье для газохимии.

    Контрольный пакет Uniper принадлежит финской государственной компании Fortum, но при этом стоит помнить о том, что Uniper владеет и управляет целой россыпью электростанций разных типов и в разных странах: атомные – в Швеции, угольные и газовые – в Германии, газовые – в Великобритании. В силу этого интересы государства Германии для Uniper значимость имеют, но далеко не главенствующую.

    И это только два примера из огромного списка – компаний-партнеров у «Газпром Экспорта» в Европе насчитывается более сотни. И это далеко не все – у каждой крупной компании имеются специализированные дочерние и даже «внучатые» компании, у которых тоже имеются собственные экономические интересы. Как и у любых других частных компаний, блокирующие и контрольные пакеты акций таких компаний переходят из рук в руки, что только добавляет сложности в общую картину.

    Приведу еще один пример, опять – же связанный с Германией – исключительно по той причине, что информация о немецких партнерах Газпрома наиболее доступна. В разделе «Основные партнеры» в Германии указаны, в числе прочих, компании WIEH GmbH и WinGas GmbH. Обе они были созданы еще в далеком 1993 году, обе они – совместные предприятия Газпрома и Wintershall, обе – специализированные для поставок газа конечным потребителям не только в самой Германии, но и в странах Южной Европы.

    Долгосрочный контракт на поставки газа – с Газпромом, после того, как газ поступает в Европу – распродажа его по менее крупным договорам и, разумеется, торговля на спотовых поставках. До 2015 года акции WIEH WinGas были распределены по одной схеме: 50% плюс одна акция в собственности Wintershal, 50% минус одна акция – в собственности Газпрома.

    Но в 2015 году Wintershal для того, чтобы получить доли в проектах по добыче газа в ачимовских залежах на Ямале, предложила Газпрому обмен активов, на которые российский концерн согласился. И вот уже шесть лет специализированные торговые компании WIEH WinGas на все 100% – собственность Газпрома и управляется Газпромом, при этом, разумеется, выполняя все законы Германии, как государства, в котором они зарегистрированы.

    Руководство Газпрома, заявляя о том, что не участвует в спотовых продажах газа на европейском рынке, ни в коей мере не противоречит истине – об этом стоит помнить многочисленным западным критикам российской компании и России как государства. А вот нашим «отечественным» многочисленным критикам, выражающим досаду по поводу того, что Газпром упускает львиную долю прибыли при операциях на европейском газовом рынке, стоит самым внимательным образом изучить списки крупнейших европейских партнеров нашего газового концерна и, разумеется, состав акционеров этих компаний-партнеров.

    Разумеется, в любом государстве, где действуют дочерние торговые компании Газпрома, они аккуратно платят все предусмотренные законодательством налоги. Но распределение дивидендов после полного расчета по налогам происходит в соответствии с решением акционеров – об этом забывать просто не разумно.

    Сертификация сертификации рознь

    Следующая неточность, которая, к сожалению, стала уже традиционной и привычной – попытки уверять, что ввод Северного потока-2 в эксплуатацию не происходит в связи с тем, что продолжается его сертификация в соответствии с требованиями государственного регулятора Германии – Федерального сетевого агентства (далее – ФСА). Но это вообще не имеет никакой связи с реальностью!

    Сертификация Северного потока-2 завершена в конце 2021 года: в соответствии с соглашением с швейцарской компанией Nord Stream 2 AG, которая владеет и управляет этим магистральным газопроводом, эту работу выполнило DEA, Датское Энергетическое Агентство.

    Проверено соответствие фактической укладки обоих ниток газовой магистрали ранее согласованному маршрут, проверена герметичность сварных швов, точность укладки щебеночной подушки на дно моря, изучено состояние береговой инфраструктуры, обе нитки газопровода заполнены природным газом под давлением, предусмотренным техническими нормативами.

    Все в полном порядке, никаких претензий к Nord Stream 2AG у ДЭА не возникло, полагающиеся в таких случаях акты технического освидетельствования оформлены и переданы заказчику. Еще раз, для закрепления: сертифкация магистрального газопровода «Северный поток-2» полностью завершена. То, чем сейчас занято ФСА – сертификация швейцарской компании Nord Stream 2 AG в качестве независимого сетевого оператора магистрального газопровода «Северный поток-2».

    Такой статус предусмотрен действующим в ЕС Третьим энергопакетом и Газовой директивой, которая входит в этот пакет. То, чего многие ждут – завершение сертификации юридического лица, вовсе не сертификации труб и компрессорных станций, из которых состоит магистральный газопровод «Северный поток-2», с самим газопроводом все в полном порядке, никаких претензий и замечаний. Все задержки, приостановки, которые мы вынуждены наблюдать, касаются только и исключительно юридического лица – зарегистрированной в Швейцарии компании Nord Stream2 AG.

    Нелегкая жизнь немецких бюрократов

    Приостановка сертификации Nord Stream 2 AG, которую было вынуждено объявить ФСА, действительно не имеет никакой политической подоплеки, это действительно сугубо бюрократическая процедура. Напомню хронологию и перечень событий, имеющих отношение к этой ситуации. События эти начались отнюдь не в 2021 году, а значительно раньше. В 2009 году Европейская Комиссия опубликовала Третий энергопакет, положения которого были имплементированы в законодательство ФРГ в 2013 году.

    Закон – документ высшего уровня, для его применения на практике соответствующие министерства разрабатывают ведомственные инструкции и алгоритмы их применения, и нет на планете ни одного государства, где такие процессы идут быстро и без сложностей. Времени для того, чтобы ФСА получило полный набор этих «бюрократических инструментов», было вполне достаточно, однако в 2019 году ситуация изменилась.

    В мае того года Совет Европы проголосовал за внесение изменений в Третий энергопакет и, в том числе, в его Газовую директиву. Голосование в бундестаге по имплементации этих изменений в законодательство Германии, состоялось в конце ноября того же 2019 года. Затем – все то же самое, но еще раз: изменились законы, были разработаны инструкции и положения работы всех соответствующих государственных структур. И именно при рассмотрении заявления Nord Stream 2 AG Федеральное сетевое агентство впервые применяет на практике новые для этой структуры правила.

    Это тот самый «первый блин», для которого сковороду до нужной температуры нагреть немецким бюрократам так и не удалось. Свое заявление в ФСА компания Nord Stream 2 AG направила в июне 2021 года, и только через два месяца ФСА сообщило, что, изучив полученный пакет документов, готово приступить к процедуре сертификации. На эту процедуру ФСА располагает сроком до четырех месяцев, и в данном случае короткое слово «до» имеет значение.

    Теоретически ФСА могло разработать свой проект решения по заявке Nord Stream 2 AG и за пару недель, но на практике это было невозможно в принципе, поскольку в пакет документов предстояло добавить акты о технической сертификации магистрального газопровода «Северный поток-2», а эта сертификация была завершена только в конце ноября 2021 года. Но через один месяц и три недели с момента начала процедуры сертификации юридического лица Nord Stream 2 AG cgtwbfkbcns ACF обнаружили допущенную ими ошибку.

    В соответствии с изменениями Третьего пакета ФСА не имеет права сертифицировать компанию, зарегистрированную вне юрисдикции Германии. И это – ошибка именно со стороны ФСА, которые с июня по сентябрь не сумели обнаружить этот недочет в пакете документов, который был подан швейцарской компании. Заметили бы сразу – в сентябре и был бы ответ со стороны ФСА: господа швейцарцы, ваши документы не отвечают требованиям законодательства Германии, рассмотрению эти документы не подлежат.

    Ни в одной стране мира ни один бюрократ не способен принести извинения за свои ошибки, ФСА исключением не стало. Их «извинение» - это то, что процедура сертификации была именно приостановлена, а не отменена. Возражений со стороны Nord Stream 2 AG не последовало, и мы уже видим, что швейцарская компания приступила к выполнению требований, полученных от ФСА: в юрисдикции Германии зарегистрирована 100%-ная дочерняя компания Gas for Europe GmbH.

    Остался второй этап: в собственность и под управление новой компании должен быть переда участок «Северного потока-2», находящийся в пределах территориальных вод Германии, береговая инфраструктура, персонал, обслуживающий эту часть газовой магистрали, должен быть трудоустроен не в швейцарскую, а немецкую компанию. После того, как документы об этом будут переданы в ФСА, процедура сертификации будет продолжена, до ее завершения пройдет не более, чем один месяц и три недели.

    Продолжение следует...

     

    Средняя оценка: 5 (голоса: 13)