Железный занавес 2.0 в центре Европы. Часть вторая

    Альянс Британии, Польши и Украины - Большая Игра ради нанесения ущерба России
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time19 фев 2022remove_red_eye4 225
    print 19 2 2022
     

     

    Первая часть - здесь.

    Лондон вместо Брюсселя

    Мнение британских think tank о том, что восточноевропейские партнеры Лондона отличаются плохими отношениями с ЕС полностью соответствует действительности. Будущие члены британской оси не раз высказывали свои претензии Евросоюзу, под которым де-факто понимались Германия и Франция.

    Претензии «старой Европе» младоевропейцы и претендующие на эту роль предпочитают высказывать через британские СМИ.  Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в авторской статье для The Daily Telegraph обвинил правительства стран ЕС в пассивности и отсутствии мужества «перед лицом растущей российской угрозы», назвав события на Украине «последним предупреждением» для объединения.

    «В критической ситуации нам нужны подлинные лидеры, чтобы покончить с угрозой и вернуть Европу на путь безопасности и развития», — заключил польский премьер.

    С учетом площадки, с которой звучал голос Моравецкого, нетрудно сделать вывод о том, кого именно он видит в качестве такого лидера.

    Ранее – тоже в британских СМИ – Моравецкий публиковал и другие воззвания, крайне радикальные по отношению к устоявшемуся в ЕС порядку. Европейский союз рискует развалиться или превратиться в диктатуру, если продолжит шантажировать Варшаву из-за опасений «Полексита», утверждал премьер-министр Польши в другой статье The Daily Telegraph.

    До того, в письме лидерам ЕС Матеуш Моравецкий обвинил блок в том, что он «наказывает» и «морит голодом» Польшу угрозами удержать 60 миллиардов евро на восстановление от Covid из-за амбиций польского руководства, отказывающегося подчиняться европейскому законодательству.

    8 октября 2021 года Конституционный суд Польши постановил, что его правила выше законодательства ЕС – что, разумеется, противоречит основополагающим договорам блока. Моравецкий утверждал, что «ни одно суверенное государство» не может согласиться с этим, потому что это «незаконно» и «опасно для продолжения Европейского союза».

    Претензии Польши к ЕС выглядят разнообразно и агрессивно. Повод для конфликта с Брюсселем Польша усматривает и в действиях Брюсселя в ситуации с шахтой «Туров». В конце февраля 2021 года Чехия подала жалобу в суд ЕС против Польши, обвинив ее в том, что из-за расширения угледобывающей шахты в приграничных районах республики резко понизился уровень подземных вод.

    21 мая суд ЕС удовлетворил просьбу Чехии и обязал Польшу немедленно приостановить добычу на шахте «Туров», пока вопрос не будет решен по существу. Польша этот вердикт выполнять отказалась, заявив, что решение суда является недопустимым вмешательством в обеспечение безопасности республики. Европейский суд юстиции в Люксембурге постановил, что Польша должна выплачивать Евросоюзу по €500 тыс. за каждый день нарушающей решение суда добычи на шахте. Оплачивать штраф Варшава также отказалась.

    Урегулировать ситуацию удалось лишь к февралю 2022 года, Чехия отозвала свой иск из суда ЕС, а Польша выплатила Чехии €45 млн компенсации.

    Сумму накопившегося штрафа Еврокомиссия постановила вычесть из средств, поступающих в Польшу из бюджета Евросоюза. Моравецкий назвал это решение «полным абсурдом», которыми «полон Евросоюз» из-за «идеологического упрямства».

    Схожую позицию занимает и Киев. Главным выразителем этой позиции является украинский посол в Берлине Андрей Мельник. Только за последние месяц-полтора украинский дипломат успел потребовать у Берлина денег «больше, чем тот выделяет Сомали», обвинить главу комитета Бундестага по внешней политике Михаэля Рота в нежелании с встречаться и разговаривать о поставках немецкого оружия Украине, публично требовать у Берлина ракетное вооружение «в качестве компенсации исторической ответственности Германии», репарации за утраченное культурное наследие во время нацистской оккупации и возложил на немцев «косвенную ответственность» за массовый голод на Украине в 1932-1933 гг. Критики в сторону Британии из Киева не звучит.

    С учетом масштаба, голос Литвы слышен слабее остальных участников «оси». Однако, качественная оценка поведения Вильнюса не слишком отличается. В ноябре 2021 года Ангела Меркель была подвергнута синхронной и нещадной критике Варшавой и Вильнюсом из-за ситуации с мигрантами на белорусско-польской границе. Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис заявил о недопустимости торга с Минском, «тем более от имени ЕС».

    8 февраля 2022 года состоялась примечательная встреча премьер-министра Британии Бориса Джонсона и премьера Литвы Ингриды Шимоните в Лондоне. Как говорится в сообщении Форин Офис, стороны обсудили кризис на Украине, а также во взаимоотношениях Литвы с Китаем. Поднебесная вывела Литву «за скобки» товарных потоков после того, как Литва официально согласилась на «суверенное» название миссии Тайваня в стране.

     В других странах мира тайваньские миссии действуют от имени столицы острова - Тайбэя, следуя международной договоренности в отношении того, что такое название не противоречит политике «единого Китая».

    Напомним, что Китай обозначен как противник Британии в соответствии с доктринами AUKUS. О нюансах и перспективах этого военно-политического блока, который также называют «тихоокеанским НАТО», подробно изложено в материале РУССТРАТ.

    Расширение раскола между Литвой и ЕС дополнительно обозначилось в выступлении Шимоните в Лондонской школе экономики и политических наук. Там литовский премьер обвинила ЕС в недооценке рисков зависимости от российской нефти и газа или от китайских поставок, технологий и инвестиций.

    «Мы должны стремиться к партнерству, которое отвечает нашим стратегическим интересам» – отметила Шимоните, находясь в Лондоне.

    Другими словами, в Европе существует как минимум три государства, где радикальный евроскепсис сочетается с существующим британским военно-политическим влиянием и нескрываемым запросом на смену «лидера». Берлин или коллективный Брюссель эти страны уже не привлекает, а вот Лондон выглядит вполне комплиментарно.

    Кроме того, эти государства солидарны в отрицании попыток «старой Европы» искать решение имеющихся на континенте конфликтов вместе с Россией, а также в той или иной степени конфликтуют с Китаем. Достаточно вспомнить историю с национализацией Киевом предприятия по производству вертолетных двигателей «Мотор-Сич», которое ранее успел купить Китай.

    Существует и демографическая основа для британской «оси». Несмотря на серьезные колебания, граждане Польши по-прежнему остаются самой большой группой иностранцев, проживающих в Британии в первом поколении. Их нынешнее количество – 815 тысяч человек - вдвое больше второй по величине группы, граждан Румынии, которых насчитывается 404 тысячи. При 2,2-2,4 млн литовцев, живущих в самой Литве, более 200 000 литовцев проживают в Великобритании.

    Железный занавес 2.0

    Фултонская речь Черчилля в марте 1946 года осталась в памяти как «речь о железном занавесе». Безусловно, самый известный ее пассаж — это слова о том, что «от Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес». В 2022 году есть достаточно признаков того, что Лондон готов повторить этот опыт.

    76 лет назад мир был другим, и «железный занавес» имел очень простое значение. Сейчас же, британская ось может иметь куда большее значение. Council on Geostrategy опубликовал карту будущего альянса.

    Карта

    С географической точки зрения, британская ось – это клин, вбитый между ЕС и Россией. С геополитической – серьезнейшая угроза, причем не только России. Мир и эффективное сотрудничество между Европой и Россией может гарантировать только наличие «буфера» из нейтральных государств, а в данном случае возникает ещё более тревожная ситуация, когда «буфер» подконтролен вовсе третьей стороне.

    Через территорию, которую Британия возьмет под фактический контроль, проходит львиная доля транзитных потоков из России. А также, что ещё более важно стратегически, сухопутные логистические линии из Китая. В гипотетическом случае конфликта с ЕС Великобритания через прокси-государства может существенно затруднить поставки в Европу энергоносителей и произведенных в КНР товаров. А также – авиасообщение, маршруты трудовой миграции и многое другое.

    В этой связи огромное значение приобретают маршруты поставок, независимые от политических амбиций третьих государств. Для газа это морские трубопроводы («Северный поток – 2»), для товарообмена – Северный морской путь. То, что Британия последовательно выступает против реализации первого и развития второго, полностью укладывается в логику установления удаленного британского контроля на Евразийском континенте.

    То, что в британский проект вовлечено две страны-члена ЕС позволяет действенно влиять на внутреннюю ситуацию в самом ЕС и предпринимать раздражающие Россию шаги. Например, усиливать потенциал недружественных России вооруженных сил Украины, что потребует от Москвы адекватных контрдействий.

    Кроме того, контроль над Польшей, Литвой и Украиной позволяет Лондону чужими руками торпедировать усилия конструктивных кругов ЕС по укреплению связей между Европой и Россией.

    Недооценка планов по созданию британской оси может обернуться серьезными последствиями для России и «старой Европы» - причем положение второй даже хуже, с учетом меньших способностей к мобилизации и быстрым действиям.

    Безусловно, в данный момент Британия не может противопоставить ничего в прямой конкуренции ни ЕС, ни России, ни Китаю. Однако, реализация проекта «от Лондона до Одессы» может оказаться очень эффективным ходом на геополитической доске.

    В Лондоне понимают границы своих возможностей, и поэтому основную нагрузку предстоит вынести партнерам.

    «Разумно опасаться перенапряжения. Не каждая уязвимая точка, может быть геополитическим домино. Британские инициативы могут возобладать только в совместном деле с такими союзниками, как Польша, США, и такими партнерами, как Япония, Австралия и Украина», - пишет Council on Geostrategy.

    Возможно, что в этом ряде государств Турция отсутствует преднамеренно, чтобы не привлекать к ней дополнительного внимания. В случае, если действия Анкары будут обусловлены не национальными турецкими интересами, а целями Великобритании, то британская ось станет ещё опаснее.

    Все последствия просчитать весьма затруднительно, но самым очевидным является возможность организации миграционного кризиса на юге ЕС, избирательный доступ из Черного в Средиземное море и обратно, а также широкое поле возможностей по проекции британских интересов в околотурецкий регион.

    В принципе «разделяй и властвуй» нет ничего нового, но состоявшаяся многополярность дает дополнительные возможности и Лондону. В условиях ограниченных ресурсов и новой геополитической реальности с крупными игроками, Британия намерена действовать путем создания альянсов и конфликтов. И уж точно не намерена оставаться на обочине мировых процессов.

    «Если Великобритания скорректирует свою политику в соответствии с устаревшими и краткосрочными взглядами на мир и займет оборонительную и местническую позицию, кто будет формировать новую эру глобального управления?», - беспокоится Council on Geostrategy.

    Хотя в анонсированный альянс Британии, Польши и Украины входит всего три государства, два из которых по отдельности вряд ли могли когда-либо мечтать о влиянии на мировые процессы, вся система в целом требует самого тщательного изучения. Англосаксов сложно обвинить в неумении просчитывать на несколько шагов вперед – и всякий раз Большая Игра велась ради нанесения ущерба России.

    Средняя оценка: 4.3 (голоса: 6)