Запад отступает из Африки: процесс необратим

    К лету 2024 года западный колониализм в Африке окончательно перешел в стадию деконструкции.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time19 июл 2024remove_red_eye9 428
    print 19 7 2024
     

    В начале июля в Африке произошло знаковое, хотя и не самое резонансное с позиций освещения СМИ событие. Лидеры Буркина-Фасо, Мали и Нигера Ибрагим Траоре, Ассими Гоита и Абдурахман Чиани подписали соглашение о вступлении в «Конфедерацию государств Сахеля» (AES). По словам нигерийского лидера, военный альянс станет «сообществом, далеким от мертвой хватки иностранных держав».

    Мероприятие стало закономерным развитием процесса, запущенного выходом Буркина-Фасо, Мали и Нигера из состава Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) в январе. «Наш народ безвозвратно повернулся спиной к ЭКОВАС», — заявил по этому случаю Чиани. Торгово-экономический союз ЭКОВАС, созданный в 1975 году 15 странами Африки, долгое время был одним ключевых административно-экономических механизмов западного – в первую очередь, французского, влияния. Помимо Мали, Нигера и Буркина-Фасо, туда входили Бенин, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Нигерия, Сьерра-Леоне, Сенегал и Того. В 2000 году из организации вышла Мавритания, но в 2017-м подписала с ней соглашение об ассоциированном членстве.

    Хартия об учреждении AES была подписана в сентябре 2023 года для создания архитектуры коллективной обороны Мали, Буркина-Фасо и Нигера. Что характерно - соответствующее решение было принято после переговоров представителей трех стран с делегацией Минобороны России во главе с замминистра обороны Юнус-Беком Евкуровым.

    Связь России с африканскими событиями очевидна, поскольку россияне неоднократно приходили на помощь африканским странам, показывая себя намного эффективнее, чем французские и любые другие западные «союзники».

    За последние годы из Африки было выведено по меньшей мере 10 крупных американских, французских и действующих под эгидой НАТО военных баз. Как правило, возникающий вакуум заполнялся российскими и китайскими игроками. Однако, потери Запада в последние годы не ограничиваются сугубо военным измерением. Падает и экономическое присутствие, причем с заменой на страны Глобального Юга. Товарооборот Турции с Африкой вырос за двадцать лет с $5 до $41 млрд, а в Сомали и Ливии у Турции появились военные базы. Большую активность проявляют ОАЭ и Индия, исключительно динамично растет влияние Китая – Пекин уже стал главным торговым партнером крупнейших африканских государств с общим товарооборотом в $282 млрд. Что более чем в три раза превышает показатели США.

    Глобальная конкуренция США и Китая и в этой точке планеты всё отчётливее склоняется к превосходству Китая. Весной Института Гэллапа, одна из ведущих мировых социологических служб, провел ряд опросов в Африке, где респондентам было предложено выбрать державы, которым они доверяют. США вполне отчетливо уступили Китаю – популярность Вашингтона среди населения Африки за год снизилась с 59% до 56%, в то время как второго — выросла с 52% до 58% процентов. В некоторых странах потери Вашингтона оказались особенно чувствительными: на 14% в Кении, на 21% в Гамбии, на 29% в Уганде. «Самым полезным партнёром» назвали Пекин опрошенные в рамках другого исследования африканские бизнесмены и эксперты.

    Если европейский колониализм в Африке выглядит уже проигравшим, то США пытаются отыграть потери. В Американском институте мира 11 июля вышел аналитический отчет, посвящённый ситуации. «Африка — с ее огромными кризисами, ресурсами и возможностями — будет формировать мир, который унаследуют наши дети. Население Африки растет самыми быстрыми темпами в мире и через 25 коротких лет составит четверть всего человечества. Его критически важные для всего мира запасы стратегических полезных ископаемых открывают возможности для международного партнерства в целях ускорения экономического и человеческого развития в Африке и создания более устойчивой глобальной экономики. Ее необработанные пахотные земли составляют огромную часть от общей площади нашей планеты — по некоторым оценкам, 60 процентов», - пишет автор аналитики Джозеф Сени.

    В рамках этой политики, в мае Кения была назначена «главным союзником США, не входящим в НАТО». Правда, буквально на следующий день после этого в Найроби начались беспорядки, которые продолжаются и по сей день.

    Одним из ключевых предметов интереса коллективного Запада в Африке остаются полезные ископаемые. Кения страна первой на материке присоединилась к инициированному Вашингтоном «полупроводниковому альянсу», призванному установить технологическую блокаду Китая и размыть практически монопольное положение КНР с некоторыми редкоземельными металлами, необходимыми для современной высокотехнологичной промышленности.

    При этом нельзя сказать, что США и их союзники в Африке отступают повсюду. В ряде стран они, наоборот, сами вытесняют российский бизнес. К примеру, в Анголе США активно лоббируют создание трансафриканского «коридора Лобиту» — системы железных дорог, по которым полезные ископаемые «медного пояса» и других горнопромышленных центров будут доставляться в ангольский порт Лобиту. Проект осуществляет консорциум западных корпораций, финансирование предоставляют США. В начале 2024 года власти Анголы под давлением США призвали российскую АЛРОСУ выйти из проекта по разработке крупнейшего алмазного месторождения Катока.

    Зато о развале некогда бесспорной Франcафрики, выступавшей в качестве самого успешного пост-колониального инструмента контроля Африканского континента, можно говорить с уверенностью. После деколонизации континента французы имели военные соглашения с 8 африканскими странами и развивали программы военного сотрудничества с другими 26. На сегодня французские базы остались только в Сенегале, Габоне, Чаде, Кот-д’Ивуаре и Джибути. Последняя локация, несмотря на не самые крупные размеры, имеет для Парижа стратегическое значение – две наземных базы и одна морская, а также аэродром.

    По итогам 2023 года Париж занял лишь четвертое место в списке торговых партнеров Африки. Которая, к тому же, потеряла статус основного рынка экспорта французского оружия. Хотя в период с 2014–2018 по 2019–2023 годы Париж нарастил объем продаж вооружений на 47%, африканского региона среди главных покупателей не было. Наибольшая доля экспорта (42%) пришлась на Азию и Океанию, треть (34%) — на Ближний Восток. Среди отдельных государств крупнейшим получателем выступила Индия, на долю которой пришлось почти 30%.

    И это с учетом того, что, наряду с Европой, Черный континент — наиболее приоритетный участок международных усилий Парижа как минимум с 1958 года, основания Пятой республики. Важность отношений с африканскими странами негласно закреплена на аппаратном и персональном уровнях, кураторами направления выступали и выступают фигуры, приближенные к президенту Франции.

    В целом ситуация в Африке хотя и имеет очень динамичный характер (со сменой колониальных притязаний Франции на американские), но можно говорить о достигнутом перевесе России и Китая, как фронтменов «не-Запада» над «Западом» в Африке. Особенно это заметно в дискурсе БРИКС, который Африка всё больше видит в качестве структуры, способной дать возможности для развития.

    Средняя оценка: 5 (голоса: 6)