Операция на Украине: война на истощение и перспективы мирового развития
Мы живем в сложное, удивительное и переломное время, время огромных сдвигов в жизни многих миллионов и миллиардов людей, во времена деградации политики и политиков в Западной Европе до уровня Бориса Джонсона и Урсулы фон дер Ляйен, на Украине – до уровня Петра Порошенко и Владимира Зеленского, в Соединенных Штатах – до уровня Камалы Харрис, Виктории Нуланд с ее ядовитыми «печеньками» и прочих персонажей.
Однако нынешний «коллективный Запад», который использует режим Зеленского как слепое и тупое орудие против России, нельзя недооценивать. На Западе могут меняться те или иные политические фигуры – Борис Джонсон, Олаф Шольц, даже Джо Байден, но суть западной агрессивно-русофобской политики останется неизменной.
Мне уже приходилось писать о том, что нынешнее противостояние «коллективного Запада» и России будет долгой войной на истощение. Те, кто стоят за марионеточными политическими фигурами в западных странах и на Украине, стремятся во что бы то ни стало расшатать морально-психологическое состояние российского общества и российского руководства, чтобы подтолкнуть их к ошибкам, просчетам и неверным действиям, которые могут иметь роковые последствия.
К этой войне на морально-психологическое истощение противника, нам всем, российскому обществу и государству нужно быть готовыми и принимать эту войну как неизбежность, не допуская расшатывания единства фронта и тыла, не подгоняя события, а считаясь с реально имеющимися возможностями.
Тем не менее, у многих людей в России возникают следующие естественные и вполне оправданные вопросы, на которые нужно давать прямые и честные ответы. Во-первых, почему и зачем Запад развязал против России эту войну на истощение и на фактическое уничтожение (а то, что именно Запад, шаг за шагом расширяя присутствие НАТО на восток, постоянно провоцируя Россию и прямо угрожая ее безопасности, развязал против нее войну, очевидно каждому непредвзятому наблюдателю)?
Во-вторых, как долго продлится эта война на истощение, какими будут ее основные этапы и когда она достигнет своего пика? В-третьих, чем может завершиться эта долгая и тяжелая, но неизбежная война, каковы наиболее вероятные перспективы уже начавшихся глобальных экономических и геополитических сдвигов и изменений? Иными словами, чем может завершиться не только операция на Украине, но и связанные с ней лавинообразные события?
Ответ на первый вопрос более или менее очевиден, но крайне важен, поскольку в нем кроется суть происходящего. В результате стремительного экономического развития Китая, Индии и других незападных стран, роста их влияния в мире, а также в результате военно-политического восстановления России Соединенные Штаты и «коллективный Запад» всё больше утрачивают свое экономическое, политическое и военное лидерство, свою гегемонию и свои возможности навязывать всем странам свои «правила», проводить основанную на господстве Пентагона, доллара, IT-корпораций и Голливуда неоколониальную политику всемирного грабежа и вешания «лапши на уши».
Последствия глобального финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг., эпицентром которого стали США, и особенно социально-политические последствия ими же спровоцированного мирового экономического кризиса 2020-2021 гг. оказались настолько серьезными, что правящие круги США и страны ЕС оказались не в состоянии справиться с ними.
По существу, попытки минимизировать эти последствия свелись к тому, чтобы «залить» кризисы бумажками, «закачать» ничем не обеспеченные, печатаемые ФРС и ЕЦБ деньги в свою экономику и социальную сферу, что неизбежно породило инфляцию и нехватку основных товаров. Кроме того геополитическая стратегия заокеанских «мудрецов» состояла и состоит в том, чтобы вызвать во всем мире хаос типа «арабской весны», дезорганизовать незападные государства с целью их беспрепятственного грабежа.
Результатом этой стратегии стало фактическое разрушение Ирака, Ливии, Йемена, Украины, попытки разрушить Сирию, Белоруссию, Казахстан, Молдову и ряд других государств. Однако благодаря своевременным действиям России разрушить Сирию, Белоруссию, Казахстан и ряд других стран не получилось, и это вызвало на Западе приступ дикой, животной русофобии, ставшей очередным изданием либерального фашизма.
Между тем Китай, Индия и другие незападные страны, благодаря развитию реального, а не только финансового сектора экономики, относительно успешно преодолели последствия кризисов 2008-2009 и 2020-2021 гг. Более того, эти кризисы привели к усилению позиций незападных стран на фоне ослабления могущества западных государств.
В такой ситуации финансовая олигархия, IT-корпорации и военно-промышленный комплекс, которые реально правят на Западе, не нашли никакого другого средства смягчить кризисы и их последствия кроме развязывания глобальной войны против России и Китая в надежде поживиться их огромными природными, экономическими и человеческими ресурсами.
При этом Россия рассматривалась заокеанскими и европейскими стратегами как «слабое звено», после уничтожения которого можно будет вплотную заняться Китаем, а затем подчинить своей гегемонии все остальные государства мира.
С этой целью и был спровоцировано противостояние на Украине, направленное на резкое ослабление, а затем и полное уничтожение России как государства, выражающего реальную альтернативу западоцентричному миру со всеми его милыми «достижениями» и «свободами» в виде «культуры отмены», переписывания истории, расовых теорий, поддержки неонацизма и терроризма, «цветных революций», бомбардировки мирного населения всех неугодных государств, насаждения однополых браков, полного разложения семьи, физически и духовно калечащей человека смены пола, педофилии и т. п.
Ответ на второй вопрос более сложен. Можно прогнозировать, что пики противостояния между «коллективным Западом» и Россией придутся на осень 2022 г. и, далее, на вторую половину 2023 г. и весь 2024 г. Это связано с промежуточными, но важными выборами в Конгресс США в ноябре 2022 г. и с президентскими выборами в России в марте 2024 г. и в США в ноябре 2024 г., а также с неизбежным обострением экономического, финансового и социально-политического кризиса на Западе.
России в любом случае не дадут жить спокойно: сначала на нее натравят очередные массы «пушечного мяса» из Украины, Польши и других стран, затем, перед президентскими выборами 2024 г., будут всерьез организовывать в России и по периметру ее границ внутренние беспорядки, выделяя на это многие миллиарды долларов и евро. Для России ближайшие 2-3 года станут периодом испытаний, когда речь будет идти о самом существовании российского общества и государства.
Но при этом, вероятнее всего, после неудавшегося блицкрига на Украине тактика (но не стратегия!) «коллективного Запада» по отношению к России в ближайшие месяцы и годы несколько изменится. Запад не был бы Западом, если бы не попытался в очередной раз обмануть Россию и заманить ее в «ловушку переговоров», лживых обещаний, угроз, посулов и коварных ударов ножом в спину.
Чтобы выиграть время, российскому руководству будут обещать и даже имитировать разнообразные переговоры с Зеленским и с Западом, не думая при этом выполнять какие бы то ни было договоренности и стремясь повторить очередные «Минск-1», «Минск-2», разговоры о коллективной безопасности в ОБСЕ и т.п. Тем временем США и другие западные страны будут активно перевооружаться, готовить и тренировать против России новые армии Украины, Польши, других стран.
Параллельно, используя в своих целях часть молодежи и прозападные компрадорские «элиты», Запад будет всячески дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в самой России и по периметру ее границ – в Белоруссии, Казахстане, других странах Центральной Азии, на Черном и Балтийском морях, в Арктике. Будут готовиться и осуществляться новые «цветные революции», новые провокации внутри России и в ее ближайшем окружении, разжигаться национализм и неонацизм, терроризм, русофобия.
Такой вариант развития событий является наиболее вероятным, и к нему надо быть готовыми и российским гражданам, и российским экспертам, и российским политикам, и российским государственным деятелям.
Конкретно эта готовность означает следующее. Во-первых, при проведении любых разговоров и переговоров ни в коем случае не следует доверять ни нынешнему украинскому руководству, ни улыбкам и реверансам дипломатов и политиков из стран ЕС и США. Нужно помнить, что для всех этих деятелей, как убедительно показывает практика последних десятилетий, любые договоренности не стоят той бумаги, на которой они написаны.
Тем более ничего не стоят их устные обещания и устные договоренности с ними. Нельзя в очередной раз давать себя обмануть и убаюкиваться лживыми посулами и обещаниями. Все западные деятели, и особенно те, кто стоят у них за спиной и реально управляют ими, понимают только язык силы. Как сказал один мой знакомый американец еще в начале 1990-х годов: «Международного права не существует, существует только право силы». И это необходимо помнить.
Во-вторых, нужно быть готовыми к тому, что на смену нынешним политикам в Европе и в США могут прийти еще более мелкие, слабые, несамостоятельные и вместе с тем еще более агрессивные деятели. Бориса Джонсона, Олафа Шольца и Джо Байдена могут сменить не только ставленники финансовой олигархии, привыкшей делать свои миллиарды на крови людей, но и прямые агенты военно-промышленного комплекса и многочисленных «разведывательных сообществ», готовые развязать еще более масштабные военные конфликты.
Противопоставить этому можно только три вещи: укрепление экономики и вооруженных сил России; воспитание молодежи в духе не формального, а действительного, основанного на российской истории и культуре патриотизма; консолидацию общества путем его избавления от агентов западного влияния и прямых, находящихся на содержании западных спецслужб, предателей, которых всё еще достаточно в нашей стране.
Если Россия в ближайшие месяцы и годы сможет осуществить шаги в этих трех направлениях, никакие агрессивные ставленники «глубинного государства» в западных странах и никакие конфликты будут ей не страшны.
В-третьих, крайне важно использовать многочисленные и всё умножающиеся слабые места в экономике западных государств и их внутренние политические расколы. Речь идет о разумных и хорошо продуманных экономических контрсанкциях России по отношению к странам ЕС и к США.
Так, ограничение или же полное прекращение поставок дешевого российского газа в страны ЕС может вызвать и уже вызывает кризисы в промышленности, сельском хозяйстве, в социальной сфере европейских государств. Переход к расчетам в рублях не только за газ, но и за нефть, удобрения, металлы, зерно резко сузит сферу влияния доллара и евро, одновременно укрепив российскую финансовую систему и усилив инфляцию в США и в странах ЕС.
По прогнозам многих экспертов, пик инфляции в странах ЕС ожидается осенью 2022 г. и в начале 2023 г.; эту ситуацию нужно использовать, не стесняясь никаких обвинений в адрес России, поскольку все обвинения и так уже выдвинуты. Не нужно также забывать, что экономика не только европейских стран, но и США на деле серьезно зависит от поставок из России.
Так, США существенно зависят от поставок из России титана для американского авиастроения, урана для американской атомной промышленности, удобрений для американского сельского хозяйства, редкоземельных металлов и искусственных сапфиров, которые используются в микроэлектронике.
Любые перебои в поставках этих жизненно важных для американской экономики товаров из России тут же приведут к большим проблемам в американской экономике и в американском военно-промышленном комплексе, которые быстро решить невозможно. Даже уже существующее ограничение или прекращение поставок российской нефти, инициированное самими Штатами, больно бьют по экономике и социальной сфере США, вызывая рост инфляции и массовое недовольство американцев ростом цен.
Что касается использования множащихся внутренних социальных, культурных и политических расколов в западных странах, то Россия, вопреки любителям во всем подчиняться Западу и молиться на него, должна использовать эти расколы в полной мере. Здесь нельзя заниматься чистоплюйством и работать в белых перчатках, поскольку против России ведется война на уничтожение, а, как давно и хорошо известно, «на войне как на войне».
В США, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии и т. д. ни одна политическая сила сейчас не может полностью доминировать, поскольку в западных обществах существуют глубокие и непреодолимые внутренние расколы. Это ситуация постоянной внутренней нестабильности порождает агрессию вовне, но одновременно и резко ослабляет мобилизационные возможности западных стран. И это для России, несмотря на все существующие риски, в целом выгодно, поскольку никогда еще в своей истории Запад не был так разделен внутри.
Кроме того у России перед Западом есть то важное преимущество, что российское общество и государство на протяжении 1990 – 2010 годов привыкли и адаптировались к многочисленным кризисам, потрясениям и стрессам. А западные общества к таким потрясениям и стрессам не привыкли и не приспособились: любые кризисы вызывают неврастеническую реакцию и в массовых, и в элитных группах западных государств, происходит непрерывное обострение борьбы за власть, рост внутренних размежеваний и расколов.
Ни одна из политических сил на Западе не является пророссийской, но сама ситуация углубления противоречий в западных обществах ослабляет их, и Россия различными доступными методами может способствовать углублению этих противоречий вплоть до объявления откровенно враждебных России политических сил на деле пророссийскими или выгодными для России. Тем самым возможна их дискредитация, причем работа в данном направлении вполне сопоставима с используемыми во всем мире методами дискредитации террористических или иных радикальных группировок.
В-четвертых, необходимо учитывать высокую вероятность конфликтов и дестабилизации по периметру границ России. Такие попытки предпринимались в Белоруссии в 2020 г., в Казахстане в январе 2022 г., в Приднестровье в 2022 г., в Калининградской области и могут предприниматься в ближайшие годы и в этих странах или регионах, и в других странах Центральной Азии, на Балтике (с участием Финляндии, Швеции, Норвегии), в Арктике.
Для ответа на эти опасные угрозы необходимо дифференцированно подходить к каждой конфликтной ситуации в данной стране или в данном регионе, действовать преимущественно экономическими и дипломатическими методами, но демонстрируя при этом готовность в случае усугубления конфликта применить силу.
Наконец, в пятых, крайне важно обеспечить внутреннюю экономическую, социальную и политическую стабильность в самой России, провести необходимые преобразования в экономике, финансовой сфере, образовании, науке, культуре, изолировать действующих и потенциальных агентов влияния Запада. Нужно спрашивать с тех, кто принимал и продолжает принимать неверные, ошибочные решения в экономике и других сферах жизни общества.
Важно противостоять и оголтелому либерализму, и ура-патриотическому шапкозакидательству, своевременно реагировать на многочисленные внутренние вызовы, взвешенно подходить к решению острых проблем, умерять нетерпение и нетерпимость, обсуждать с людьми проблемы и трудности, объяснять им предпринимаемые меры и шаги.
И это дело не только облеченных властью и полномочиями, но и всех ответственных граждан России. Ставки в «Большой игре», которую ведут западные государства против России, слишком велики, чтобы российское общество и государство могли позволить себе сейчас расслабленность, расхлябанность и безответственность.
Что касается третьего вопроса о перспективах мирового развития, то в ближайшие годы нас всех ожидают тектонические геополитические и геоэкономические сдвиги, сопоставимые по своим масштабам и глубине со сдвигами после Второй мировой войны в период 1945 – 1953 гг. Это следует и из циклов мирового экономического и политического развития, и из конкретного анализа нынешней ситуации.
Собственно говоря, тектонические сдвиги, о которых идет речь, уже начались, и то, к чему они приведут в итоге, во многом зависит не только от «элит», но прежде всего от всех нас. И Россия играет здесь во многом решающую, ключевую роль, как это было во время и после Второй мировой войны.
Успешное завершение специальной военной операции на Украине ускорит эти сдвиги, и мы приблизимся к более справедливому и менее разрушительному многополярному, полицентричному миру, где не будет безумной политики деградирующей, но крайне агрессивной англосаксонской финансовой олигархии, непрерывных бомбардировок всех несогласных с «правилами», навязываемыми гегемоном, бесконечного натравливания всех на всех с помощью провокаций, фейков, лжи, дезинформации.
Конечно, и многополярный, полицентричный мир отнюдь не будет спокойным и идеальным; но в этом новом мире будут учитываться интересы не одного гегемона и его вассалов, а разных цивилизаций, народов и культур. И это станет большим шагом вперед для всего человечества.