Анонсы

    Чем обусловлена общность геополитических интересов России и Турции?

    У Москвы и Анкары есть как общие имперские интересы, так и общие враги
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time19 ноя 2020remove_red_eye2 027
    print 19 11 2020
     

    Внедрение Турции в Закавказье обусловлено стремлением Эрдогана обеспечить доступ к регионам разработки и транзита углеводородов, и ничем не отличается от целей в Восточном Средиземноморье, Средней Азии и Африке. Речь идёт о турецкой стратегии энергетической безопасности и сопутствующей ей безопасности вложений в соответствующую инфраструктуру. Размеры турецкого военного присутствия, в частности, в Азербайджане обусловлены именно этой задачей и не предусматривают ничего большего.

    Как и Китай, Турция заинтересована в наличии разветвлённой и охраняемой сети сухопутных торговых коммуникаций, до которых не смогут дотянуться крупные геополитические соперники, и прежде всего, США. До тех пор, пока у Турции сохраняется зависимость от американской благосклонности в отношении её морских коммуникаций, ни о каком устойчивом развитии не может быть и речи. Страна останется в рамках, определяемых в Вашингтоне.

    Именно потому для России важно использовать стремление Турции выйти из американского контура влияния. У России и Турции просматриваются аналогичные цели и имеются совпадающие оценки картины мира, который оценивается как территория, подлежащая освоению в тех местах, где начинает возникать вакуум силы, прежде всего, силы американской и британской.

    Россия и Турция признают право друг друга стремиться к экспансии на территориях, входящих в сферу их национальных интересов, и признают, что эти сферы могут  пересекаться и быть одинаково привлекательными для них обеих, что вызовет жёсткую конкуренцию. Но консенсус достигнут по поводу того, что должен иметь место постоянный процесс согласований для недопущения перехода конкуренции в прямую войну где бы то ни было.

    Республики Закавказья и Средней Азии входят в такую пересекающуюся сферу взаимных интересов России и Турции. Никто ни на кого не обижается, всё открыто: вместе осваиваем прежние имперские территории и вытесняем оттуда англосаксов. Это правила, отказ от которых принесет сторонам вреда больше, чем пользы. Именно потому кажется, что порой стороны копируют подходы друг друга на территориях, за которые они борются и идут на необъяснимые уступки.

    Закавказье для Турции и России – транзитный регион для их национальных углеводородных проектов. Здесь имеется острая конкуренция с США, уже захвативших Грузию и фактически контролирующих Армению. Иран в Закавказье также игрок со своими интересами, и потому если Турция и Россия превысят предел противостояния и допустят расходование ресурсов на взаимную конфронтацию, выигрыш будет у третьей и четвёртой сил. 

    Карабах – ключ к закреплению в регионе, но как сделать этот процесс успешным не для одной только России или Турции, но и для России и Турции совместно, если они поддерживают формально разные силы? Это возможно только в рамках геополитической игры, где Турция руками Азербайджана добивается упразднения автономного статуса НКР – Алиев уже заявил, что такого образования больше не существует, а Россия стремится реализовать программу российского гражданства для армян Карабаха, выключив контролируемую Соросом Армению из статуса посредника.

    На днях РУССТРАТ уже писал по этому поводу следующее:

    «Пока говорить о вхождении Нагорного Карабаха в состав РФ несколько преждевременно. Да и разных прочих сложностей в этом варианте полно. Однако следует признать, что впервые за многие годы отдельный постсоветский регион начала осознавать и принимать безвариантность такого будущего. Тем более что официальный Ереван показал свою полную политическую импотенцию в ключевом для карабахцев вопросе.

    Референдум и российское гражданство для жителей Карабаха – непростое, но единственно верное решение. Другого будущего у Арцаха нет. Армения не сможет обеспечить карабахцам ни безопасности и мирного неба над головой, ни социально-экономического благосостояния».

    По сути, поражение Армении вызвано тем, что Пашинян, уступая требованиям США любой ценой не увеличивать вовлечённость России в закавказские дела, несколько раз отклонял выгодные предложения Москвы, которые позволяли бы избежать нынешнего поражения.

    «Любая цена» оказалась поражением, поставившим под вопрос уже не только судьбу Карабаха, а судьбу самой Армении. Смутные догадки начинают терзать тех, кто вчера кричал Пашиняну «Осанна!», а теперь кричит «Распни его!». Пашинян действительно предатель национальных интересов Армении, но разве это стало видно лишь сейчас?

    Российско-турецкий процесс «взаимодействующего соперничества» основан на глубинном антиамериканизме имперских проектов Москвы и Анкары. Поскольку речь идёт о начавшемся дележе американского геополитического наследства, при живом пока хозяине, то фактор главного противника удерживает Россию и Турцию от прямого столкновения и толкает к соблюдению главных рамочных условий взаимодействия.

    Турция не будет раскачивать Поволжье, равно как и Россия не будет разыгрывать курдскую карту – у любой империи хватает проблем, а Москве и Анкаре надо играть сообща, в одну игру. Любые прогнозы, в которых даются оценки неизбежности осложнения отношений двух восстанавливающихся империй, не учитывают обоюдно сдерживающий англосаксонский фактор.

    И пока он существует, он будет главным критерием, определяющим всё, что лежит в основе российско-турецких отношений. Своеобразным замковым камнем, задающим прочность арке российско-турецких отношений. Во всяком случае, при Путине и Эрдогане будет именно так, а иные действия должны квалифицироваться как недопустимая геополитическая ошибка.  

    Елена Панина – депутат Госдумы РФ, директор Института РУССТРАТ

    Средняя оценка: 4.8 (голоса: 20)