Современная модель мировой экономики не отвечает ее реальной структуре
Длящаяся шестой год подряд санкционная война, в том числе против России, вместе с общим системным кризисом капиталистической экономики, осложненным разрывом экономических связей из-за продолжающейся эпидемии коронавируса приводит к однозначному выводу об утрате адекватности всей общей модели открытой мировой экономики.
Ранее считавшийся постулированным принцип целесообразности узкой экономической и производственной специализации отдельных стран в соответствие с их индивидуальными особенностями ведет к прямому разорению.
Значительность доли внешней торговли в национальных ВВП (у России в 2019 году она составила 41,6%) из преимущества за счет извлечения дополнительных доходов на зарубежных рынках, превратилась в стратегическую уязвимость.
Не только для России. В настоящий момент с аналогичными проблемами столкнулись все ведущие экономики мира, включая Евросоюз. А противостояние США и Китая даже начало сильно толкать Вашингтон и Пекин к развязыванию прямых боевых действий.
Эта проблема обусловлена неадекватностью сформировавшегося политико-экономического механизма, в своей базе ориентированного в первую очередь на постоянную и бесконечную экспансию. Продолжение которой стало невозможным ввиду исчерпания рынков, свободных для продолжения экстенсивного завоевания.
Столкнувшись с этой проблемой, западные владельцы капитала и ключевых технологий активно пытаются использовать в конкурентной борьбе откровенно нерыночные и открыто политически мотивированные методы. В том числе через пока еще сохраняющийся контроль над ключевой мировой валютой – долларом. Не гнушаясь его ничем не обеспеченной крупномасштабной эмиссии. Что еще сильнее перекашивает общий хозяйственный механизм планеты, и разрушает экономики стран, возможности безграничной эмиссии не имеющих.
В то же время, условия открытого рынка привели к сверхвысокой концентрации производственных мощностей в Китае, доля которого в общем объеме мирового производства превысила 54%, а ряде важнейших отраслей, например, в металлургии, достигла подавляющей. Что не позволяет рассчитывать на успешную конкуренцию с ним по размеру производственных издержек. В текущих условиях и при нынешних объемах их там производства китайские товары всегда будут дешевле. Что в долгосрочной перспективе лишь ускорит разорение любых конкурентов в прочих странах. Включая Россию.
Таким образом, стратегическое выживание российской экономики в перспективе до 2030 – 2040 года оказывается в прямой зависимости от способности руководства государства к указанному сроку сформировать закрытый автаркичный экономический кластер, минимально зависящий, как от экспорта в целом, так и от импорта в особенности.
Добиться этого возможно только через достижение максимальной отраслевой многоплановости национальной экономики и решительного повышения ее места в технологической пирамиде. Для достижения чего следует использовать китайский опыт на основе активного импортозамещения и концентрации усилий процесса, в первую очередь, на внутреннем потребительском рынке.
На основе анализа структуры потребления, особенно средне- и высокотехнологичных товаров, потребуется сформировать производственные пирамиды по схеме «товар – узлы и блоки – исходная элементная база». С полным составом взаимосвязей.
Она должна быть дополнена аналогичной по смыслу промышленной пирамидой структуры необходимых производственных мощностей с соответствующими графами связей по источникам происхождения по схеме «завод – станок – источник происхождения станка».
Совмещение производственной и промышленной пирамид позволит выделить конкретные законченные структуры полного цикла, которые далее будет возможно сформировать в четкие национальные проекты по схеме «производство станков – строительство заводов – производство узлов и блоков – производство конечного изделия».
Важным отличием таких проектов является их строгая ориентация не на абстрактные улучшения предельно обобщенных показателей вроде «роста благополучия граждан» или «сокращения срока обслуживания обращения в пациента к врачу», а создание в запланированные сроки конкретных промышленных мощностей и четко понимаемых товаров и технологий.
Реализация этих национальных проектов возможна через систему госкорпораций и/или государственно-частного партнерства.
Учитывая масштабность задачи, невозможность ее решения без соответствующего госфинансирования и контроля за ходом работ (и дисциплиной расходования средств), а также по причине неизбежной долгосрочности реализации, для достижения общего эффективного управления процессом в структуре государства необходимо сформировать верховный орган, по функционалу схожий с Госпланом СССР.