Технологические гиганты встречают сопротивление по всему миру
Во время пресс-подхода журналистов после прямой линии Владимир Путин отметил, что невозможно обрести информационную независимость на иностранных технологических платформах. Но предложил, заметим, довольно демократичный способ обретения такой независимости – бороться не столько запретными мерами, сколько создавая и развивая собственные платформы. Так он прокомментировал вопрос о давлении на российские СМИ за рубежом, в частности, на информационных платформах.
«Нужно самим развивать эти площадки и платформы. Вот самое правильное средство независимости в информационной сфере. Информационная независимость невозможна, если мы зависим от чужих платформ. Они кнопку нажали и всё закрыли – и дело с концом. Ну, это же происходит», - подчеркнул президент России.
Тем временем, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков считает вопросом времени появление альтернатив американскому видеохостингу YouTube в разных странах. Так он прокомментировал журналистам ситуацию с блокировкой российских СМИ на данном сервисе, выразив также надежду, что «какие-то площадки начнут создаваться».
При этом, отметив, что «это очень дорого стоит – десятки миллиардов, и за ночь это сделать невозможно. Но то, что этот процесс пойдёт в разных странах, это неизбежно». Чтобы победить в конкуренции, по словам пресс-секретаря Кремля, альтернативная площадка должна быть коммерчески выгодной.
«Это коммерческий вопрос. Все эти сервисы имеют соглашение – когда вы начинаете пользоваться сервисом, то вы ставите галочку. Но условия этого соглашения меняются каждый день. И, по сути, они ничего не нарушают, но если они так подрывают доверие к себе, то будет отток пользователей», — сказал Песков.
Отметим, что технологичные фактически монопольные платформы представляют сегодня угрозу не только для России, но и для других государств мира. Причем речь идет не только о платформах исключительно информационного формата, но и так сказать торговых.
Но если второй формат в России в принципе развивается, существует ряд онлайн-ретейлеров, правда, тем не менее, не охвативших или пока не охвативших многие страны мира, как тот же Амазон, то первые фактически до близкого формата к Youtube, Facebook и другим платформам этой соцсети, сильно не дотягивают.
При этом зарубежные техногиганты не готовы реагировать как на требования государства, предъявляемые в рамках действующих в России законов, так и ущемляя в правах российских граждан, по сути, диктуя свои условия, которые далеко не все и всегда читают подробно в пользовательских соглашениях, тем более в соглашениях часто обновляющихся.
В Европейском Союзе также указывают и на проблему ущемления такими гигантами интересов традиционного бизнеса и использовании ими нечестных приемов, подавляющих конкуренцию.
Не секрет, что американский Facebook стал всё чаще встречать сопротивление в различных государствах. Российские требования ФАС компания игнорировала долго.
А в феврале по представлению Роскомнадзора московский суд обязал компанию выплатить штраф в размере 4 миллионов рублей за отказ от переноса в РФ серверов с персональными данными российских пользователей, что предусмотрено законом «о персональных данных» и относится к вопросам безопасности. Штраф, как сообщалось в СМИ, был выплачен лишь в ноябре, хотя с момента выхода постановления должен был быть уплачен в течении 60 дней.
Между тем, недавно компания Apple была замечена в предложении своим российским клиентам казалось бы рядового постоянного обновления ПО, как никогда крупным шрифтом предлагающего ознакомиться с отдельным пунктом соглашения, касающегося необходимости принятия условий работы на собственном ПО системы, в противном случае, не имея возможности запустить айфон в традиционный режим работы, предлагалось сдать его продавцу.
Вот такой, очевидно, видят демократию глобальные технологические гиганты. Были в России разбирательства и с Google.
Федеральный суд США в апреле присуждал Facebook штраф в размере $5 млрд в рамках расследования в связи с передачей компанией личных данных пользователей сторонней фирме для использования в маркетинговых целях. Интересно, что западная пресса называет все эти штрафы, в том числе и $5млрд, совершенно незначительными для компании, годовой доход которой - $22 млрд.
Тем не менее, компания задумалась об имиджевых потерях и всё-таки о снижении капитализации из-за скандалов, планируя выработать новые стратегии. Правда, судя по былым «заслугам» таких гигантов, не приемлющих конкуренции, идти в ногу с законодательством различных стран, им будет непросто. Тем более при возникновении в государствах своих национальных платформ.
Это собственно, то о чем по большому счету говорил Владимир Путин и пресс-секретарь Кремля. Если внимательно присмотреться, то между методами работы техногигантов и торговыми войнами, санкциями, пандемией есть одна более чем очевидная параллель: напористость, нежелание мириться с интересами стран и их граждан вкупе с отсутствием уважения и как следствие, разрушение традиционных цепочек взаимодействия как между государствами, так и внутри них, что подрывает их устои, но особенно ударяет по экономике.
Конечная же цель – сломать эти устои, что позволит «взорвать» страны изнутри за счет повышения градуса недовольства населения и подчинить таким образом эти пошатнувшиеся государства. Ведь сами платформы транснациональных гигантов, по сути, и должны были в пандемию завязать глобально на себе все технологические цепочки взаимодействия, в том числе экономические.
То есть «не мытьем» - за счет санкций, торговых войн или окутыванием долларами, так «катаньем» - предложением себя глобальных в качестве возможности совершать покупки, «денежные» расчеты, и наконец, просто, общаться, попутно прочищая пользователям мозги и наращивая их долю.
А тут еще и Европейский Союз обеспокоился, 15 декабря разместив на своем портале финальную версию Закона о цифровых услугах (DSA) и Закона о цифровых рынках: обеспечение справедливых и открытых цифровых рынков (DMA).
Первый закон, как предполагается, гражданам: предоставит возможность получения большего выбора и более низких цен, позволит нивелировать возможность получения нелегальных услуг и товаров, обеспечит более эффективную защиту основных прав. В свою очередь для поставщиков цифровых услуг предусматривается: правовая определенность, гармонизация норм и более легкий запуск, а также масштабирование в Европе.
Для бизнеса же, использующего возможности цифровых платформ: также предполагается предоставление большего выбора, более низких цен, доступа к общеевропейским рынкам через эти платформы и равные условия для борьбы с поставщиками нелегальными товарами, услугами или контента, то есть спрос и требования для всех будут в данном случае одинаковыми.
В целом для общества закон представляется как возможность усиления демократического контроля и надзора за системными платформами, а также снижение системных рисков, таких как манипуляция или дезинформация.
Под действие закона подпадают компании, оказывающие посредническиеуслуги, предлагающие сетевую инфраструктуру: провайдеры доступа в интернет, регистраторы доменных имен, услуги хостинга (облачные и веб-хостинговые), включая онлайн-платформы, объединяющие продавцов и потребителей, такие как онлайн-рынки, магазины приложений, платформы совместной экономики и платформы социальных сетей и, как говорится в законе, очень крупные онлайн-платформы, создающие особые риски в распространении нелегального контента и наносящие ущерб обществу.
Конкретные правила предусмотрены для платформ, охватывающих более 10% из 450 миллионов потребителей в Европе – то есть, здесь как раз идет речь о так называемом законе «О цифровых рынках». Именно он и устанавливает набор узко определенных объективных критериев для квалификации таких крупных онлайн-платформ, что позволит точечно выявлять проблемы.
Предполагается, что критерии описанные в DMA позволят бизнес-пользователям, зависящим от крупных платформ предлагать свои услуги на едином рынке, имея более справедливую деловую среду, а инноваторам и технологическим стартапам получать новые возможности для конкуренции и инноваций в среде онлайн-платформ без необходимости соблюдать несправедливые условия, ограничивающие их развитие.
Потребители же будут иметь больший выбор услуг и возможностей при желании сменить поставщика, а также прямой доступ к услугам и более справедливые цены. Сами крупные платформы – сохранят возможности для внедрения инноваций и предложений новых услуг, но им не будет позволено использовать недобросовестную практику по отношению к бизнес-пользователям и клиентам, которые зависят от них, в целях достижения неоправданного преимущества.
Например, собственные службы этих платформ будут обязаны взаимодействовать с третьими лицами в каких-то конкретных ситуациях. Или, предоставлять возможность своим бизнес-пользователям продвигать свои услуги или предложения, как и заключать контракты со своими клиентами, за пределами платформы.
При этом все онлайн-посредники, предлагающие свои услуги на едином рынке, независимо от того, созданы ли они в ЕС или за его пределами, должны будут соблюдать новые правила. Микро-и малые компании будут нести обязательства, пропорциональные их возможностям и размеру, обеспечивая при этом их подотчетность.
Как обычно говорят в России: «гладко было на бумаге…» Когда законы были в разработке один из мозговых центров или по-другому аналитических институтов США - Центр стратегических и международных исследований (CSIS), базирующийся в Вашингтоне писал 10 ноября на своем портале:
«Непримиримо официальные лица комиссии ясно дали понять, что их главная регулятивная цель состоит в ограничении рыночной власти, которой обладают американские крупные платформы, действующие в качестве “привратников” - термин, который комиссия еще не определила».
Отметим, в финальной версии законов понятие «привратников» сохранилось. И судя по всему борьба привратников за навязываемые всему миру свои собственные не демократичные ценности с помощью разговоров о какой-то иной демократии, будет продолжаться.