Судьба Нагорного Карабаха и геополитические интересы России: прогноз ситуации
В результате суточных боевых действий, сравнимых по масштабу с самым скучным днём в зоне проведения СВО, Азербайджан добился своих политических целей.
Армия Нагорного Карабаха капитулирует с 13:00, разоружается и расформировывается. Вопросы "реинтеграции и обеспечения прав и безопасности армян" будут обсуждаться на встрече армянского населения с центральными властями Азербайджана 21 сентября.
Причины, почему так вышло, очевидны. Армяне в Нагорном Карабахе оказались наедине с Азербайджаном. Минобороны Армении воевать за них отказалось, а официальный Ереван добавил, что всё нормально: от Арцаха правительство Пашиняна отказалось ещё год назад.
Единственными, кто оказал армянам Карабаха помощь, были российские миротворцы. Именно на их базе нашли безопасное убежище те, кто бежал от обстрелов.
Разумеется, армянские радикалы, вооружённые вместо оружия западными методичками, бросились во всём обвинять Россию. Которая должна была то ли свергнуть Пашиняна и направить армянский народ к счастью, то ли вступить за армянские интересы в бой с Азербайджаном на территории, которую сам Ереван считает частью Азербайджана. И при этом — покинуть базу в Гюмри.
Как видно, Баку решил пока ограничиться вариантом "мини", не форсируя геополитический проект выхода Турции к Каспийскому морю. Возможно, на ассимиляцию Нагорного Карабаха уйдёт пара лет, а дальше на повестку дня встанет вопрос Нахичевани.
Вопрос, однако, в том, что всё это означает для России. С точки зрения геополитических интересов, её положение на Северном Кавказе изменится в худшую сторону. Очевидно, что Армения в течение года выйдет из ЕАЭС и ОДКБ, постарается закрыть военную базу РФ в Гюмри, а следом за этим — курс на вступление в НАТО и размещение у себя американских баз. Возможна смена руководства в Грузии, а также попытка реванша в Абхазии и Южной Осетии.
Останутся ли у России ресурсы влияния в этом регионе?
Географическое положение России как фактор влияния никуда не исчезнет, важно лишь понимать, как этот фактор можно использовать. Турция через Азербайджан получит доступ к Каспийскому морю, но встретится там с Россией и Ираном. Поскольку Эрдоган после перевыборов стал более зависим от США, Турция выступит в Закавказье авангардом НАТО.
Однако транспортные коридоры Азербайджана и Турции через Армению уязвимы для влияния России и Ирана. И только их согласованная политика сможет нейтрализовать американо-турецкий вектор. А значит, США усилят подкуп иранской элиты в расчёте столкнуть её с Россией. Москве и Тегерану предстоит выдержать попытку раскола их альянса. И если это удастся, то американский Drang nach Kaukasus будет если не сорван, то значительно ослаблен.
США открыто готовят для России, кроме Украины, ещё два фронта: на Кавказе и в Средней Азии. Байден уже договорился на сессии Генассамблеи ООН с пятью среднеазиатскими лидерами о том, что через месяц американское Агентство международного развития (USAID), входящее в структуру Госдепа, проведёт в октябре в Центральной Азии конференцию министерского уровня для обсуждения «конкретных действий, нацеленных на содействие устойчивому и инклюзивному экономическому развитию региона».
Сдерживающим фактором в этих регионах по-прежнему остаётся российская экономическая слабость. К примеру, России сейчас нечего инвестировать в Армению, из-за чего там диаспора российских армян менее влиятельна, чем французских или американских. Кроме того, Москва всегда была склонна работать с малыми элитными группами Армении во власти, закрывая глаза на их непопулярность из-за зашкаливающей коррупции. Та же ошибка допускалась и в отношении Украины.
И самое главное — у России нет проекта будущего для Армении. Поэтому там сильны националисты: им не противостоит другой проект, подкреплённый деньгами и технологиями. А национальный миф Армении требует образа врага. Теперь с помощью США им постепенно становится Россия.
Одно очевидно: прежняя политика Москвы в Закавказье, и не только, требует кардинального пересмотра.