Будет ли Россия строить авианосцы?

    Логика научно-технического прогресса в военной сфере, а также экономические возможности РФ свидетельствуют против строительства отечественного авианосца как с ядерной, так и обычной силовой установкой
    Аватар пользователя Александр Владимиров
    account_circleАлександр Владимировaccess_time20 янв 2021remove_red_eye2 707
    print 20 1 2021
     

    Невское проектно-конструкторское бюро, ведущее конструкторское бюро судостроительной промышленности России, 18 января 2021 года отметило 90-летие со дня своего создания. В открытой печати появилась информация о том, что бюро разработало два проекта универсальных кораблей. Речь идёт об универсальном морском корабле (УМК) «Варан» и новом универсальном десантном корабле (УДК).

    Остановимся на ставших известными общих характеристиках УМК «Варан». Его водоизмещение составит около 45 тысяч тонн. Длина – около 250 метров, а ширина – метров. Осадка корабля 9 метров, максимальная скорость – до 26 узлов. А теперь самое главное: «Варан» будет носителем 24 самолётов, 6 вертолётов и до 20 БПЛА. Получается такой вариант лёгкого авианосца.

    Следует заметить, что в июле 2019 года Невское ПКБ представило на Международном военно-морском салоне проект атомного авианосца «Ламантин» проекта 11430Э. Он предназначен для базирования 60 летательных аппаратов разных типов и классов: тяжёлые и лёгкие истребители, самолёты ДРЛО, вертолёты и БПЛА. Водоизмещение «Ламантина» 80-90 тысяч тонн, максимальная длина – 350 метров, а ширина – 41 метр. Осадка – 12 метров. Максимальная скорость хода - до 30 узлов.

    Планы по заказу атомного авианосца со стороны ВМФ РФ пока неизвестны. Однако в случае положительного решения, по оценкам экспертов, этот корабль мог бы быть построен через 10-12 лет. Для военного дела это длительный срок.

    С учётом развития современных форм и методов борьбы, особенно ракетных систем противокорабельного назначения, представляется, что эра атомных авианосцев подходит к концу. Дальность стрельбы противокорабельных ракет в настоящее время явно превышает боевой радиус палубной авиации. Этот факт превращает атомные авианосцы в класс бесполезных кораблей в случае вооружённого конфликта с высокотехнологичным противником.

    Например, Китай располагает баллистическими ракетами DF-21 и DF-26, имеющими дальность поражения в 2 100 и 3 860 километров, а также гиперзвуковыми ракетами DF-17 и DF-100.

    У России самыми перспективными противокорабельными ракетами считается гиперзвуковая ракета «Кинжал» воздушного базирования с дальностью полёта до 2 тысяч километров при применении с носителя МиГ-31К. На вооружение в ближайшее время должна поступить гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» морского базирования с дальностью стрельбы более 1 тысячи километров и максимальной скоростью более 9 Махов.

    Кроме практически нулевой боевой эффективности в конфликте сверхдержав, есть ещё фактор стоимости атомного авианосца. Самый современный американский авианосец CVN-78 Gerald R. Ford обошёлся американским налогоплательщикам не менее чем в 13 миллиардов долларов. Получается, что это очень дорогой и совершенно бесполезный в серьёзном военном конфликте корабль.

    Аргументы против строительства авианосцев одинаково актуальны как для США, так и для России, так как Соединённые Штаты располагают значительным арсеналом противокорабельных ракет как морского, так и воздушного базирования.

    Надо также учитывать и соотношение военных бюджетов России и США. Наши расходы на оборону в 2020 году были в шестнадцать раз меньше американских. Нам авианосцы просто не по карману, пусть они и не будут стоить по 13 миллиардов долларов. За эти миллиарды можно профинансировать более дешёвые и эффективные решения.

    Теперь обсудим, нужны ли России такие корабли, как УМК «Варан». Посмотрим зарубежный опыт.

    ВМС США имеют на вооружении похожие на УМК «Варан» по ряду характеристик амфибийные десантные корабли класса «Уосп» и более новые класса «Америка». У корабля класса «Уосп» водоизмещение составляет 41,5 тысячи тонн, у «Америки» - 45,7 тысячи тонн. При использовании в качестве лёгкого авианосца «Уосп» и «Америка» могут нести примерно по двадцать боевых самолётов и шесть вертолётов.

    В данном качестве «Уосп» и «Америка» с точки зрения дальности стрельбы ракетных противокорабельных систем и боевого радиуса палубной авиации имеют схожую судьбу с атомными авианосцами. Они малопригодны для военного конфликта сверхдержав, и их боевое применение оправдано для ведения боевых действий с отсталым в техническом отношении противником.

    Данный подход также справедлив и в отношении потенциального российского универсального морского корабля «Варан».

    Таким образом, можно констатировать, что логика научно-технического прогресса в военной сфере, а также экономические возможности России свидетельствуют против строительства отечественного авианосца как с ядерной, так и обычной силовой установкой. ВМФ РФ придётся осмыслить данную ситуацию и предложить корабелам другие технические и тактические решения.

    Средняя оценка: 4 (голоса: 10)