Россия - Китай: О перспективах большого евразийского партнерства

Трансконтинентальная суперсовременная магистраль Китай-Россия-ЕС станет реальным шагом в формировании Большого Евразийского экономического партнерства
Аватар пользователя Игорь Жирнов
account_circleИгорь Жирновaccess_time21 дек 2020remove_red_eye1 061
21 12 2020
 

Во время выступления на 75 сессии Генассамблеи ООН Президент Путин заявил о необходимости создания Большого евразийского экономического партнерства с участием всех стран Азии и Европы. Для продвижения любой идеи важнейшее значение имеют конкретные действия. Таким действием может стать проект Евразийской суперсовременной транспортной системы, включающей в себя высокоскоростную грузопассажирскую железнодорожную магистраль.

Идея на 100% согласуется с выступлением на той же сессии Председателя КНР Си Дзиньпина.  Первым этапом предлагается маршрут, соединяющий китайские порты на Тихом океане через Алтай и Новосибирск с российскими портами на Балтике, с дальнейшим расширением на Западе до европейских портов в Атлантике, на Юге в сторону портов Ирана и на Востоке в сторону Вьетнама. В условиях отсутствия необходимых собственных технологий и финансовых ресурсов предлагается решение на основе российско-китайского экономического партнерства.

Суть российского этапа мегапроекта состоит в обмене разрешения на строительство инфраструктуры за счет средств китайских инвесторов на условиях концессии на открытие для агропрома России и других членов ЕАЭС китайского рынка готовых продуктов питания.

В отличии от правительственных национальных проектов, которые основаны на бюджетных ресурсах и направлены в первую очередь на внутренний рынок, данный проект нацелен на высокодоходные и платежеспособные международные рынки транспортных и туристических услуг, а также взрывной рост экспорта высококачественных готовых продуктов питания. Имеется в виду создание совместной системы оптово-розничной торговли и соответствующей системы контроля качества.

Самым масштабным объектом для привлечения инвестиций станет ориентированный на экспорт высококачественных продуктов питания агропромышленный комплекс, расположенный на территории Алтая, а также Новосибирской и Омской областей. В результате можно прогнозировать строительный бум, в том числе в сфере энергетики и объектов ирригации, а также рост спроса на сельхозтехнику и оборудование для переработки сельскохозяйственного сырья.

Современная транспортная инфраструктура станет триггером создания уникального туристического кластера БОЛЬШОЙ АЛТАЙ, включающий в себя территории Монголии, Китая, Казахстана и двух самых экономически отсталых регионов России: Республик Алтай и Тыва. Риски для бюджета практически отсутствуют, доля бюджетных затрат не превысит 5% от потенциала частных инвестиций, составляющих сотни миллиардов долларов, что гарантирует устойчивый рост российской экономики на уровне 5-8% годовых.

Таким образом, предлагается строительство независимой от системы РЖД скоростной транзитной грузовой железнодорожной магистрали с возможностью организации высокоскоростного пассажирского сообщения на отдельных участках. Срок доставки контейнеров между портами Китая и России составит 3 суток, что обеспечит конкурентоспособность маршрута.

При использовании современных китайских технологий инфраструктурного строительства стоимость российского участка трассы из грузовой ВСМ и 4х полосной автострады для организации местной логистики составит около 150 млрд. долларов, срок реализации 5-7 лет.

Известно, что коэффициент мультипликации для подобных проектов достигает 10, что гарантирует устойчивый рост российской экономики в течение 10-15 лет. Если строительством железной дороги займутся опытные китайские подрядчики (при условии того, что не менее чем на 90% стройматериалы, услуги, рабочая сила, логистика и так далее для реализации проекта будет обеспечена за счет российских заводов и кампаний), то строительство автодорог может стать совместным проектом стран-участниц с привлечением малого и среднего бизнеса.

Продвижение проекта несколько сдерживается позицией Минтранса РФ. Также надо отметить, что в транспортной стратегии РФ на период до 2035 г. вопросы международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта в отличие от автодорожных проектов практически не содержат конкретики: обозначены только сроки реализации проекта ЕВРАЗИЯ до 2035 г.

Учитывая огромный мультипликативный эффект мегапроекта и существующий в Правительстве РФ регламент, именно Минтранс должен взять на себя ведущую роль в реализации проекта, возможно, пожертвовав при этом монопольным статусом ОАО РЖД.

Реализация проекта, в котором заинтересованы и МИД, и МЭР, и Минсельхоз, и Ростуризм, и другие ведомства, гарантирует устойчивый рост всей российской экономики, что является главной целью, которую поставил перед правительством президент России Владимир Путин.

В условиях нарастающих западных санкций у России есть три отрасли, которые способны успешно противостоять внешнему давлению и приносить необходимые стране валютные поступления, и являющиеся ее мировыми конкурентными преимуществами. Это транзитные перевозки, экспорт продовольствия и международный туризм.

Российско-китайский инфраструктурный проект, который направлен на опережающее развитие всех трех отраслей, способен стать триггером новой экономики, при этом его основным источником развития станут прямые частные инвестиции. Вместо сложившейся практики развития отдельных мегаполисов данный проект ориентирован на пространственное развитие России и предусматривает акцент на развитие малых городов и сельских территорий с их собственной локальной экономикой.

Трансконтинентальная суперсовременная магистраль Китай-Россия-ЕС (с учетом загрузки российской промышленности, рабочей силы и логистики, и не только на территории России) станет реальным шагом в формировании Большого Евразийского экономического партнерства и источником нашего устойчивого развития.

Средняя оценка: 5 (голоса: 6)

Видео