Урсула фон дер Ляйен как будущий генсек НАТО
В сентябре 2023 года закончатся полномочия генсека НАТО Столтенберга, который передаст свое место кому-то другому. В качестве преемников называли и канадку украинского происхождения Христю Фридланд, и эстонку Каю Каллас, и даже британского экс-премьера Бориса Джонсона. Но наиболее вероятный кандидат – это Урсула фон дер Ляйен, которая является сегодня «номером один» в списках евробюрократии и возглавляет еврокомиссию с конца 2019 года.
По своему личностному профилю фон дер Ляйен является амбициозной карьеристкой и мастером кулуарных интриг, но при этом она никогда не принадлежала к числу лидеров, принимающих активное участие в публичной политической борьбе. Некоторые детали ее биографии мало афишируются, попробуем восполнить этот пробел.
Начнем с того, фон дер Ляйен, урожденная Альбрехт, является евробюрократом потомственным, во втором поколении. Ее отец Эрнст Альбрехт, выходец из немецкой аристократической семьи, приехал в Брюссель в 1958 году, где, собственно, и родилась Урсула. В штаб-квартире ЕС Альбрехт провел больше тринадцати лет, дослужившись до позиции главы генерального директора по конкуренции (аналог современного еврокомиссара). Если участь, что другой крупный еврочиновник, глава Евросовета Шарль Мишель также является сыном еврокомиссара по вопросам развития ЕС Луи Мишеля, то можно сделать уверенный вывод о том, что евробюрократия превратилась в наследственную номенклатуру. И Урсула фон дер Ляйен – плоть от плоти этого сообщества.
Еще один интересный момент биографии фон дер Ляйен также связан с биографией ее отца Эрнста Альбрехта. Вернувшись из Брюсселя, Альбрехт на протяжении четырнадцати лет руководил правительством Нижней Саксонии, но в 1990-м году на земельных выборах потерпел сокрушительное поражение от молодого социал-демократа Герхардта Шредера, будущего канцлера Германии и убежденного сторонника экономического союза Берлина и Москвы. Можно предположить, что фактор семейной травмы и конкуренции толкнул Урсулу в лагерь антироссийски настроенных евроатлантистов. Интересно также, что семейные корни фон дер Ляйен по одной из веток тоже ведут за океан, часть ее предков в прошлом веке жила в США.
Политический взлет фон дер Ляйен начался после поражения Шредера на федеральных выборах 2005 года. Отцовские связи помогли ей войти в верхушку ХДС, где она по партийной квоте последовательно занимала должности министра по делам семьи (2005-2009), труда и социальной политики (2009-2013), и наконец, министром обороны ФРГ (2013-2019).
Интересно, что фон дер Ляйен - многодетная мать, и сама выросла в многодетной семье, что нетипично для Германии. Во время первого министерского срока (2005-2009) она была довольно популярна в ФРГ, занимаясь созданием новых дошкольных учреждений, открытием детских садов.
Возможно, если бы Урсула и дальше занималась бы исключительно социальной сферой, то принесла бы реальную пользу немцам. Но непомерные амбиции и клановые факторы взяли свое. Заняв пост министра обороны, она стала превращаться в новую Мадлен Олбрайт, толкающую мир к глобальной войне. При этом сама по себе деятельность фон дер Ляйен на посту главы военного ведомства была однозначно неудачной, сопровождалась коррупционными скандалами и провалами в сфере технического оснащения и боеготовности бундесвера.
В свое время Урсулу обвиняли в том, что под ее руководством вооруженные силы ФРГ могли эксплуатировать лишь половину имеющихся танков и треть вертолетов, остальное пребывало в удручающем состоянии. Защищая фон дер Ляйен, лояльные к ней немецкие эксперты отмечали ее заслуги в сфере военной дипломатии, особенно выделяя направление по созданию евроармии и развитие военного сотрудничества с Францией.
В итоге после шести лет провального руководства Минобороны Урсулу не только не задвинули во вторую лигу немецкой политики, но и отправили на повышение на должность главы Еврокомиссии. Находясь на этой позиции, фон дер Ляйен стала одним из ключевых спикеров антироссийской коалиции и оказывает политическое и психологическое давление на европейские страны, которые пытаются сохранять независимую позицию в украинском кризисе. Прежде всего – на Венгрию, но, в значительной мере – и на саму Германию, национальные интересы которой фон дер Ляйен, видимо, глубоко безразличны.
Теперь номеклатурной и наследственной еврочиновнице видимо, предстоит перейти с позиции высшего должностного лица в иерархии ЕС на аналогичную позицию в НАТО. Как мы понимаем, здесь присутствует определенный политический символизм, демонстрирующий полное сращение натовских и евросоюзовских политических структур. Но, помимо этого, у фон дер Ляйен будет и важная политическая задача – осуществлять сопровождение вступления Украины в НАТО, решение о котором, судя по всему, уже принято «глубинным государством» Запада. Недавно его озвучил считающийся патриархом западной политики Генри Киссинджер – причем без всякого пафоса, как некую очевидную неизбежность.
Если перевести слова Киссинджера на язык понятных формулировок, то логика прослеживается очень простая. Украина сейчас – это «обезьяна с гранатой» («вооружена наилучшим образом, но и имеет наименее опытное руководство»), поэтому, мол, давайте загоним ее в наше натовское стойло от греха подальше. Косвенно это послание адресовано и России – вам же, мол, будет лучше, если мы возьмем на себя ответственность за «обезьяну», будет хоть какой-то присмотр за бешенным животным.
Любопытно, что именно такими аргументами более тридцати лет назад руководителей СССР убеждали согласиться на вступление в НАТО объединенной Германии, шантажируя Москву перспективой разработки ФРГ собственного ядерного оружия и повторением событий 1941 года.
Вместе с тем многие представители политических и особенно деловых элит в большинстве крупных европейских государств, и, прежде всего, в Германии, хорошо понимают – идея принятия Украины в НАТО попахивает безумием и еще одним шагом к Третьей Мировой войне.
Сейчас НАТО уже является фактическим участником войны, до зубов вооружая ВСУ, осуществляя военное планирование, разведку, целеуказание, а также напрямую содействуя эксплуатации поставленных Украине высокоточных вооружений.
Вступление Украины в НАТО превратит фактическое участие в войне в формально-юридическое, со всеми вытекающими из этого последствиями. Поскольку далеко не все в Европе еще утратили инстинкт самосохранения, процесс интеграции Украины в НАТО будет, мягко говоря, непростым и многих придется ломать через колено. Именно этим, по-видимому, и займется Урсула фон дер Ляйен на своем новом посту.