«Постлюди» против зомби: Метавселенная Цукерберга обрекает землян на касты и контроль

    Метавселенная Цукерберга ведет к разделению человечества на привилегированных «Хозяев» и бесполезных «Слуг»
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time24 ноя 2021remove_red_eye26 739
    print 24 11 2021
     

    Сразу после выхода 28 октября презентации «Метавселенной» (Metaverse) в исполнении основателя Facebook Марка Цукерберга Институт РУССТРАТ дали краткую оценку этой социально-психологической реальности будущего, в которой, если так пойдет и дальше, человечество скоро станет проводить все свое время.

    Было указано, что «эмиграция» людей в альтернативную реальность — с иллюзией личного присутствия, созданием альтер-эго в виде аватара и широкими возможностями для общения — будет горячо поддержана землянами, которых утомили ограничения из-за COVID-19. Хотя на деле это будет означать переход к безграничному контролю над человеческими мыслями, чувствами и эмоциями.

    Переселенные в Матрицу люди даже не будут замечать, что в реальности их тела помещены в клетки, они носят одноразовую одежду и питаются синтетической пищей под неусыпным оком «Большого брата».

    Настало время поговорить о «Метавселенной» более предметно, потому что в действительности все будет еще хуже. Разберемся, какое будущее уготовано человечеству под термином из фантастического романа Нила Стивенсона и какие подводные камни не смогла скрыть даже голливудски-оптимистичная презентация Цукерберга.

    Дивный новый мир

    Итак, представим в общих чертах, как именно будет устроена «Метавселенная» по Цукербергу.

    Весь окружающий нас мир превратится в смешанную действительность. Она будет «бесшовно», в режиме реального времени сплетать физические предметы и явления с сущностями из виртуального мира.

    С одной стороны, это будет дополненная реальность (augmented reality, AR) — то есть наш нынешний мир, но полностью оцифрованный и наполненный голограммными симуляциями. С другой стороны, это будет дополненная виртуальность, в которой реальный человек сможет жить среди целиком цифровых конструкций. Обе реальности будут перетекать одна в другую и окажутся неразличимыми для органов чувств и сознания человека.

    Принципиальный момент: «Метавселенная» — это не бегство в мир иллюзий. Это будет новая форма взаимодействия со здешним миром — проживание реальной жизни в «более продвинутом» теле как бы с дополнительными органами чувств. Когда, к примеру, человек сможет мгновенно оказаться в любой точке планеты (а в дальнейшем — и обозримой Вселенной) в виде фотореалистичной копии самого себя и активно действовать там через нее, а не просто созерцать красоты.

    Цукерберг в самом начале презентации поймал слушателей на этот крючок, произнеся ключевые слова: «Речь идет не о том, чтобы проводить больше времени на экранах. А о том, чтобы сделать время, которое мы уже проводим, лучше». И усилил эффект несколькими красноречивыми визуализациями, две из которых представляют особенный интерес.

    В первой две команды реальных людей играют в баскетбол, каждая — на собственной площадке, представая друг для друга голограммами. Во втором примере испытатель в AR-очках передвигается по настоящей квартире, а видит ее точнейшую виртуальную копию с информацией о каждом предмете вокруг, в том числе за стенами. Фактически мы имеем дело с прототипами боевых систем будущего.

    Человеку этот мир сулит массу заманчивых вещей. В первую очередь, действительно, это полное ощущение присутствия — благодаря уже в целом придуманному, но пока еще не реализованному инструментарию: сенсорам, датчикам, серверам, скоростным сетям и т. д.

    Люди именно что перестанут просиживать жизнь за компом — они начнут двигаться (в рамках индивидуального «тренажера»), взаимодействовать с предметами, жестикулировать, разговаривать и физически общаться в смешанном трехмерном мире. И это будет даже естественнее для человеческой натуры, чем печатать на клавиатуре или двигать мышкой.

    Важно, что для этого в ход пойдут не только тривиальные AR-очки или сенсорные перчатки, но и «нейронные интерфейсы», задействующие «неиспользуемые нейромоторные пути» в теле человека. Как выразился Цукерберг, «вы сможете отправить текстовое сообщение, просто подумав о том, чтобы пошевелить пальцами». Если разобраться, речь идет о сращивании мозга человека и компьютера, которое открывает дорогу к созданию андроидов на базе живых людей.

    Столь полная вовлеченность сулит колоссальные возможности для общения, в том числе интимного, а также для работы, обучения, игр, тренировок и хобби, включая путешествия «от Древнего Рима до планеты Сатурн». Но чтобы все это совсем уж отличалось от «серой обыденности», человек в Метавселенной обретет шанс «вылепить нового себя».

    Он получит фотореалистичный аватар с воссозданным языком тела и полным эффектом присутствия, и его можно будет свободно менять. А в придачу — целый набор аксессуаров-имитаций: от личного дома (особняк возле озера на фоне заснеженных гор, конечно же) до персонального гардероба с одеждой. Плюс можно будет переносить в виртуальность (через оцифровку) свои вещи из физического мира. И — эмоции, эмоции, эмоции повсюду…

    На этом «пряники» кончаются, и начинается другая реальность.

    «Вы за это заплатите»

    Первый обескураживающий факт — Метавселенная обречена воспроизводить современную глобалистскую экономику и ее товарно-денежные отношения со всеми их минусами, включая расширяющуюся пропасть между бедными и богатыми.

    Разумеется, это преподносится под лозунгом «широчайших возможностей для успешных творцов»: от разработчиков новых миров до поп-звезд, собирающих миллионы на виртуальных концертах. Но уже ясно, что за все придется платить. Причем, судя по намекам Цукерберга на «низкие цены» и широкую базу клиентов, платить будут все. Плюс вездесущая реклама, о чем он поведал куда откровеннее.

    Легко предположить, что серьезных денег в Метавселенной будет стоить HD-версия вашего аватара, приличная одежда, нормальный баскетбольный мяч и уж тем более — уютный домик. И отдельно, за очень большие деньги — вид из него на горное озеро. То есть статусное потребление никуда не денется, и доступно оно будет очень немногим.

    Чтобы открыть новые уровни «реальности» или скачать обновление старых, тоже придется раскошелиться. Продление полета вон к тому облаку, свежий урок вон с тем инструктором, бонусный поход в бар вон с той девушкой — все будет по подписке. Нет денег — сиди на «низших мирах» и гляди, как мимо проносится жизнь.

    Словом, все как сегодня — за исключением того, что зарабатывать придется там же, в Метавселенной. Это можно считать свершившимся фактом, поскольку от перечисленных Цукербергом «плюсов» работы в виртуале так и несет «повесткой». Дескать, такая работа позволит создать идеальную обстановку у себя «дома», не зависит от места жительства, людям придется меньше стоять в пробках и наносить вред окружающей среде и прочее «бла-бла-бла»… В общем, да здравствует вечный локдаун, да сгинут туризм и углеродная экономика!

    При этом основатель Facebook признает, что новая реальность потребует совсем другого подхода к вопросам собственности и права. Называя вещи своими именами, миллиардам людей в Метавселенной не будет принадлежать ничего. Их реальные вещи обесценятся как лишенные смысла и лоска. Последние копейки, заработанные реальными кровью и потом, они станут тратить на наборы битов и байтов. А чтобы выкинуть любого из них вон, не понадобится даже рубильник — достаточно будет поймать их на нарушении пользовательского соглашения и влепить вечный «бан».

    Это поднимет на небывалую высоту контроль над обществом. Речь идет не только о неких «новых формах управления» (new forms of governance), но и о «конфиденциальности и безопасности». За этими эвфемизмами скрываются пожизненная привязка человека к аутентифицированной учетной записи и постоянная проверка личности.

    Все это не наши измышления, а проговорки участников презентации 28 октября. Полагать при этом, что Метавселенная окажется «по правильную сторону баррикад» только потому, что Цукерберга ругает Time, не приходится — достаточно взглянуть на состав нынешнего «Независимого надзорного совета» Facebook: эти-то люди и продвигают «повестку».

    Кстати, на сайте упомянутого во время презентации подразделения Facebook Reality Labs можно найти любопытную статью «Проблемы против дилемм: сложные компромиссы, порождаемые социальными условиями». Ее автор Маргарет Стюарт, используя такие специфические формулировки, как «трудные решения» и «оптимизация», рассказывает про «борьбу с ненадежной информацией о COVID-19», а еще — про вычисление потенциальных самоубийц и тех, кого постиг «кризис психического здоровья», с помощью искусственного интеллекта Facebook.

    Страшно представить, с какой эффективностью Метавселенная начнет вычислять «неблагонадежных лиц», если они будут подключены к ней не через нынешние браузеры, а на уровне нейронных интерфейсов…

    Ходячие мертвецы

    В целом, Метавселенная Цукерберга — это не только тотальный контроль, но и крайне жесткая сепарация человечества на касты привилегированных «криэйторов» и лишних «неудачников». Первым будет принадлежать реальное богатство нового мира — нет, не подлинные физические вещи, а возможность отполировать их блеск дорогостоящими голограммами и разглядеть их строение сквозь последнюю марку очков. «Неудачники» же станут для них пищей.

    Мозги тех и других, однако, будут прочищены псевдофилософской чушью различных гуру, уже сейчас бойко продающихся на платформе для гарнитур Oculus: о том, что «ваше истинное Я живет здесь без сожалений, без предвкушений, без сопротивления» и т. д. Чтобы уж стирание реальной личности шло как по маслу.

    Но что хуже всего, миллиарды людей будут страстно мечтать войти в эту сверкающую Матрицу. Во-первых, потому что «голый» физический мир, без AR и голограмм, станет казаться им серой отсталой глушью — в нем не будет работы, развлечений, передвижения и жизненных перспектив. А во-вторых, потому что он, не исключено, станет смертельно опасным.

    Вряд ли Цукерберг совсем уж случайно упомянул в качестве одной из своих любимых «карантинных» игр шутер Arizona Sunshine, действие которого (как и нескольких других игр для Oculus) происходит в условиях зомби-апокалипсиса. Не окажутся ли «неудачники» без денег на крутую аватарку теми самыми зомби, которых голограммы «криэйторов» и прочих «дискурсмонгеров» начнут отстреливать прямо на улицах городов?

    Впрочем, даже «постлюди», или «метантропосы» из книги по евгенике 1928 года, презирающие нынешний интернет, соцсети и мобильники, обречены влипнуть в Метавселенную. Ведь без нее их реальные чувства будут казаться им недостаточными, как у слепого калеки. Их физические деньги не будут иметь хождения. А их палаццо на озере Комо превратится во «всего лишь локацию», которую можно будет честно заработать любому счастливчику, застрелившему парочку ходячих мертвецов.

    Средняя оценка: 4.4 (голоса: 44)