Германия рискует попасть в энергозависимость от Франции
Германия, чье правительство последовательно усугубляет положение своей энергетики и экономики, может достигнуть в этом направлении успехов даже больших, чем казалось вначале. Политика «избавления от зависимости» от российского газа в сочетании с засильем «зеленой» повестки выразилась в спаде промышленности. Потребление газа при этом действительно сократилось — по некоторым данным, на 40% (!). Но при этом закономерно затрещал статус Германии как главной индустриальной силы Европейского союза.
Попутно Германия сменила «зависимость» от российского газа на реальную зависимость от сжиженного природного газа из США. И это может быть только первым слоем потери ФРГ энергетического, а значит — технического суверенитета. Исходя из тенденций развития атомной и другой энергетики в ЕС, можно прийти к выводу — вполне вероятен вариант, при котором Германия попадет в энергетическую зависимость не только от США, но и от своей верной соратницы Франции. Или ещё хуже.
Даже Польша
В начале января 2023 года правительство Германии, хотя и после длительных дискуссий, подтвердило приверженность курсу отказа от атомных электростанций. Министр транспорта Фолькер Виссинг, член ориентированной на бизнес Свободной демократической партии, входящей в коалиционное правительство Германии, предложил согласовать дату отключения последних немецких блоков АЭС с экспертами. Но лидер SPD Ларс Клингбейл отметил, что АЭС должны закрыться по графику, сославшись на позицию канцлера Олафа Шольца по данному вопросу.
До этого, 14 октября 2022 года, было принято решение о том, что АЭС Isar 2 в Баварии, Neckarwestheim 2 в Баден-Вюртемберге и Emsland в Нижней Саксонии будут работать до 15 апреля 2023 года. После чего Германия останется без атомной энергии! Это выглядит весьма радикальным решением на фоне планов соседей ФРГ. Например, активную подготовку к развитию собственной атомной программы ведет Польша. Первая АЭС должна быть построена на Балтике, к северо-западу от Гданьска. В начале ноября 2022 года национал-консервативное правительство Польши PiS заключило контракт с американской компанией Westinghouse на 18,6 млрд. евро.
Строительство первого реакторного блока должно начаться не позднее 2026 года, а подключение к сети — в 2033 году, согласно стратегическому документу «Энергетическая политика Польши до 2040 года». После 2033 года каждые два года в эксплуатацию будет вводиться еще одна атомная электростанция. К 2043 году должно быть построено шесть атомных электростанций. Варшава также хочет содействовать строительству так называемых малых модульных реакторов (SMR) частными инвесторами.
Главная причина строительства АЭС — ожидаемый дефицит каменного угля, которого Польше хватит лет на 50, а бурого и того меньше — на 20 лет. Примечательно, что от этого проекта Польшу отговаривают четыре немецких земли — Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Берлин. Нетрудно догадаться, что эти просьбы не были услышаны.
В Западной Европе Германия тоже выглядит откровенной «белой вороной». Например, Бельгия не планирует закрывать свои АЭС, продлевая срок их работы. Правительство Бельгии и французская энергетическая компания Engie заключили соглашение о продлении работы реакторов атомных электростанций Doel 4 и Tihange 3 на 10 лет — до 2035 года. По словам премьера Бельгии Александра де Кроо, тем самым, Бельгия «берет свою энергетическую судьбу в собственные руки». Франция же вообще намерена не консервировать, а развивать сектор атомной энергетики.
Ключевой поставщик?
2023 год Париж начал с восстановления статуса экспортера электроэнергии: с 1 января чистый экспортный баланс электроэнергии составил 1,4 тераватт-часа (ТВтч). Это разительно отличается от всего 2022 года, когда Франция имела рекордно низкую атомную выработку в 275-285 ТВтч и была чистым импортером электроэнергии почти весь год (за исключением февраля, мая и конца декабря), чего не было в течение 42 лет. Это было связано с на редкость неудачным стечением эксплуатационных факторов, в силу которых пришлось ремонтировать многие системы обслуживания реакторов и учитывать нехватку воды для охлаждения.
С 1 ноября 2022 года удалось довести количество реакторов «в строю» до 44 реакторов из 56, и эту тенденцию планируется поддерживать. К другим важным для французской энергетики событиям относится законопроект, который рассматривается сейчас во французском парламенте — его задача предотвратить замедление будущих «атомных» строек из-за административных процедур или судебных разбирательств.
Этот проект должен слечь в основу масштабного французского «атомного» проекта, который будет реализовываться в течение ближайших почти 25 лет. Тем самым Франция делает серьезную заявку на то, чтобы стать энергетическим «сердцем» Европы. Во всяком случае, для ближайших соседей и тех, кто в той или иной форме использует французские атомные технологии.
Фактически, Германия может оказаться в окружении стран, имеющих атомную энергетику и способных продавать её на экспорт. С большой вероятностью, это будет французский экспорт, что обусловлено как наиболее мощными из возможного ресурсами именно Франции, а также демонстративным потеплением отношений Берлина и Парижа. Эти страны понемногу втягиваются в торговый конфликт с США и вынуждены объединять усилия.
Эммануэль Макрон даже заявил, что запланированный подводный трубопровод между Барселоной и Марселем, предназначенный для транспортировки водорода, будет расширен до Германии. Правда, пока что проект, известный как BarMar или H2Med, выглядит как чисто декларативный и малополезный в среднесрочной перспективе.
О нем объявили в октябре 2022 года, на строительство отвели как минимум 4-5 лет. Но его точная мощность неизвестна, что до транспортировки водорода, то его сначала нужно выработать. Предполагается, что сырьем будет американский СПГ, поступающий на регазификаторы Португалии.
Промышленность Франции менее зависима от газа, а значит получит очевидное преимущество перед «съежившейся» экономикой Германии. В случае, если Берлин решит отстаивать статус индустриальной державы, ему придется искать пути энергетического обеспечения — которые, так или иначе, будут вести в основном во Францию.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной