«Квадрат Шольца» все более превращается в «пятый угол»
С концепцией «треугольника Киссинджера», созданной бывшим госсекретарем США, по которой отношения Вашингтона с Москвой или Пекином всегда должны быть лучше, чем у Москвы с Пекином, знакомы многие. Действующее правительство Германии, в значительной степени экстраполирующее общеевропейские тенденции, может стать фактическим автором новой концепции - «квадрата Шольца», в основе которой принцип «не иметь хороших отношений ни с Москвой, ни с Пекином, ни с Вашингтоном». Если «треугольник Киссинджера» можно считать геополитическим ориентиром для американских элит, то «квадрат Шольца» рискует стать эталонным примером того, как делать не надо, для следующей пары поколений европейских политиков.
Против Москвы
Плачевность отношений Берлина и Москвы в данный момент очевидна. Фоном стал конфликт на Украине, где латентная русофобия большинства стран Евросоюза перешла в новое качество. Отношения по линии Россия-Европа разорваны, за исключением европейских государств, продолжающих настаивать на суверенной политике и праве контактировать с кем угодно – в том числе с Москвой.
С практической точки зрения, плохие отношения с Россией обернулись для Германии потерей гарантированных поставок дешевых энергоносителей. На которых, как оказалось в 2021-2022 гг, держалась огромная доля немецкой промышленности, а также возможность дискутировать о «зеленом переходе». Рецессия германской экономики – главного донора в общеевропейский бюджет – уже стала общеизвестным фактом. Хотя идет дискуссия о том, можно ли будет официально признать её в следующем, 2023 году, или достаточно признаков есть уже в 2022-м.
Динамика событий в Германии в очередной раз подтвердила выгоду глобализации для сильных игроков. Как только экономические позиции Берлина зашатались, немедленно возник тренд по перетоку немецких компаний, включая такие маркеры как Volkswagen и BASF, в США. Всё больше европейских компаний усиливает присутствие на североамериканском континенте, соответственно сокращая присутствие в Европе. Это означает, как минимум, потерю рабочих мест для европейцев. А вот Вашингтон, разумеется, такое положение дел вполне устраивает.
Конфликт с Вашингтоном
Отношения Германии с США, если оценивать их сквозь призму экономики, даже хуже, чем с Россией. Соединенные Штаты откровенно «доят» Евросоюз, что выражается в создании максимально выгодного для американских поставщиков – после подрывов «Северных потоков» и сокращения транзита российского газа через Украину – европейского рынка. Выгода у Вашингтона, получается, как минимум, двойная. Возник практически монопольный рынок, насыщение которого самим Берлином было поставлено в зависимость от американского СПГ. Причем стоимость этого СПГ максимальна.
Вашингтон принимает эту услугу как должное и не считает необходимым как-то компенсировать потери «евроатлантического союзника». По данным европейских СМИ, ЕС и США близятся к полноценной торговой войне ещё и потому, что возник конфликт из-за субсидирования Вашингтоном собственной промышленности – вопреки международным правилам «свободной конкуренции», которые сами же США и лоббировали. Отдельно, администрация Джо Байдена приняла так называемый «Закон о снижении инфляции» (Inflation Reduction Act), по которому более $370 млрд выделяется на возобновляемую энергию, разработку лекарств и другие высокотехнологичные вещи. К освоению этого бюджета будут допущены только американские компании. Другим, в том числе европейским, туда путь заказан.
На этом фоне, вполне объяснимо отсутствие интереса США к предложению Олафа Шольца возобновить переговоры по TTIP - Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству. Идея свободной торговли между ЕС и США уже состоялась – в пользу США. А значит у Вашингтона нет причин каким-либо образом менять статус-кво, где ему достаются все бонусы от экономической войны ЕС с Россией.
Фиаско с возобновлением TTIP настигло Шольца одновременно с провалом в Китае, куда германский канцлер ездил для оживления делового климата. Встреча с огромной германской делегацией не вызвала особого интереса у китайских товарищей. А Германия и ЕС сделали всё, чтобы этот интерес в ближайшее время и не возник. Министерство иностранных дел Германии хочет занять более жесткую позицию в отношении Китая, а также содействовать усилиям ЕС по заключению инвестиционного соглашения с Тайванем, пишет Politico.
Это подрывает многолетнюю «голубиную» позицию Берлина в отношении Китая, куда Германия в свое время сделала большие инвестиции. В 61-страничном черновике предстоящей германо-китайской стратегии, которую планируется принять в начале следующего года, содержится предупреждение о том, что китайское руководство «готово и способно» использовать свой рынок «в качестве рычага» для получения уступок от других стран. И это, считают в Берлине, удивительно и плохо. В документе также критикуются «массовые нарушения прав человека» в Тибете и Синцзян-Уйгурском автономном районе, где проживает уйгурское мусульманское меньшинство.
В контексте возмущения тем, что Китай использует свой рынок в своих национальных интересах, любопытно, что в том же Politico опубликована статья с названием «Как Вашингтон выгнал Huawei из Европы», где подробно расписано, каким образом США прямо указывают Европе, какие компании пускать на европейский рынок, а какие – нет. Государственные инвестиционные гарантии ЕС в отношении китайских капиталов должны быть ограничены тремя миллиардами евро на компанию и соответствовать более строгим критериям, в том числе предотвращать «нежелательную передачу технологий». В документе также содержится призыв к «укреплению» отношений с Тайванем.
Министерство иностранных дел Пекина уже гневно отреагировало на немецкий проект стратегии, критикуя «очернение Китая со стороны Германии» по таким вопросам, как права человека».
«Квадрат Шольца» - это уникальная геополитическая схема, где добровольный отказ от дешевых энергоресурсов из России Германия сочетает с созданием для себя проблем с крупнейшим внешнеторговым партнером – Китаем, параллельно субсидируя деньгами и промышленным производством другого партнера – США. Оказавшегося жестким конкурентом.
Не исключено, что у этой германской геометрии появятся другие контуры, и метафора про «пятый угол». Например, правительство Шольца ухитрилось окончательно испортить отношения с Катаром, у которого есть необходимый Европе газ. Но права геев оказались для министров Германии важнее энергетики – демонстрация ЛГБТ символики должностными лицами Германии и открытая критика традиционных норм Катара на Чемпионате мира по футболу- 2022 вызвала предсказуемую реакцию Королевства.