На войну с Китаем у США не хватит самолётов

    Гипотетический конфликт США с КНР стал ещё более рискованным для Вашингтона.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time27 апр 2024remove_red_eye119 475
    print 27 4 2024
     

    Исходя из событий на украинском театре военных действий, ключевая роль авиации и ПВО/ПРО становится максимально очевидна для любого планирования военной кампании, особенно если речь идет о больших масштабах. Исходя из открытых данных, фактор авиации — точнее, её недостатка — оказывается ещё одной проблемой, которую США предстоит решать.

    ВВС США ожидают, что общий парк истребителей, бомбардировщиков, заправщиков, транспортников, дронов и прочих летательных аппаратов упадет ниже 5000 единиц уже в следующем финансовом году. Сейчас их 5032.

    По данным Института аэрокосмических исследований Митчелла, актуальный авиапарк США составляет не более 20% от пиковых значений середины прошлого века, когда на вооружении у США было 26104 cамолёта. По данным рейтинга GlobalFirePower у Китая сейчас 3304 самолета, но это число может быстро меняться в сторону увеличения.

    Если к ВВС США добавить совокупный парк ВМС и Корпуса морской пехоты, насчитывающий 3308 самолетов, то сугубо численное превосходство ВВС США перед Китаем составит 2,5:1 — но этого может оказаться недостаточно, учитывая развитую систему ПВО КНР и то, что США технически не смогут сосредоточить все возможные самолеты исключительно против Китая, обнажив все остальные направления.

    Внутри крупной проблемы с количеством таятся несколько качественных проблем. Например, любого размера воздушный флот в Индо-Тихоокеанском регионе будет зависим от воздушных заправщиков и аэродромов, а специфика боевых действий на Украине подтвердила, что количественное превосходство в воздухе не гарантирует превосходства в боевых действиях, если у оппонента более-менее структурированное ПВО.

    Ещё одна сложность состоит в отсутствии стратегии: США не могут финансировать сразу всё и вынуждены сокращать издержки за счет вывода из эксплуатации тех самолетов, которые не пригодятся в войне с Китаем, например, A-10 Thunderbolt II и F-15 Eagle. Сэкономленные средства (и паузу в запланированных закупках F-35A и F-15EX Eagle II) планируется использовать для исследования и разработки самолетов следующего поколения, в том числе с активным применением дронов.

    По словам заместителя начальника штаба по планам и программам генерал-лейтенанта Мура, есть большие опасения, что в критический момент ВВС США останутся и без старых, и без новых самолётов. Потому что нужно одновременно модернизировать истребители, бомбардировщики, заправщики и межконтинентальные баллистические ракеты.

    Кроме снижения числа американских самолетов уменьшается и число тех, кто может их обслуживать. В 2025 финансовом году персонал ВВС США будет сокращен на 13 000 человек, а часть оставшихся служащих будет перепрофилирована в, например, специалистов по кибербезопасности.

    Качество тех летных специалистов, которые остаются на службе, падает. В первой половине 2023 года более десятка летчиков армии США погибли в результате крушений вертолетов, что серьезно превосходит стандарты допустимых потерь — прошлый год стал наиболее «летальным» для американских ВВС с момента вывода войск США из Ирака в 2011 году: в общей сложности 14 человек погибли в 10 авариях так называемого «класса, А» — по американской классификации это аварии, которые приводят к гибели людей или потере оборудования на общую сумму более $2,5 млн. Нормой за год считается 6 смертей. Число аварий высокого «класса» тоже более чем в два раза выше допустимого, и военные аналитики видят причину обоих явлений в резком падении профессионализма служащих ВВС США — тренировки показывают, что американские пилоты значительно менее опытны, чем во время войн в Ираке и Афганистане.

    Технологиями купировать проблему не удается: ВВС США создали целую лабораторию по поиску инструментов, предотвращающих катастрофы — например, были испытаны ремни, которые вибрируют в зависимости от того, как ведет себя самолёт. Но, по мнению экспертов, в любом случае потребуется от 6 до 8 лет, чтобы хотя бы в тренировочном режиме поднять ВВС до прежнего уровня.

    Всё больше признаков того, что победа США в конвенциональной войне с Китаем совершенно не гарантирована. В первую очередь из-за невозможности для Вашингтона воевать эффективно собственными силами из-за отсутствия логистики, недостаточного количества аэродромов, не совсем понятной системы поставок ресурсов, нехватки ремонтных баз и т. д. Кроме того, чисто количественное соотношение сил тоже не выглядит слишком обнадёживающим, а сравнение динамик ВПК США и Китая выглядит для Соединенных Штатов ещё более тревожно — КНР сможет готовить пилотов и строить самолеты быстрее, чем США. То есть, фактор времени тоже может играть против Америки.

    Единственной возможностью для США выступить в конвенциональной войне с наиболее выгодных позиций было бы привлечение к конфликту большой коалиции — хотя бы в рамках AUKUS. Но наиболее мощной производственной базой в этом альянсе являются сами Соединенные Штаты, что переводит задачу создания способной выступить против Китая группировки в категорию сверхсложной. Либо придется тратить время на постройку ВПК Британии и Австралии, на что тоже нужны деньги и время.

    Остается только ядерное оружие и ставка на внутреннюю дестабилизацию в самом Китае. Но ни один из этих вариантов также не выглядит идеальным. Похоже, что привычный для себя безболезненный формат участия в геополитических конфликтах в случае Китая США реализовать не смогут.

    Средняя оценка: 4.8 (голоса: 5)