«Порядок, основанный на правилах»: теперь на Луне

    Лунная программа США «Артемида» как начало дележа ресурсов спутника Земли.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time27 июл 2024remove_red_eye59 292
    print 27 7 2024
     

    Одним из следствий повторного прихода Дональда Трампа к власти может стать активизация американской программы Artemis, соглашения которой были заключены в 2017 году во время первого президентского срока Трампа.

    Достигнутый человечеством уровень научно-технического прогресса, назревающая необходимость выноса чувствительной военной инфраструктуры за пределы планеты для обеспечения её защищенности, перспектива добычи на Луне ряда полезных ископаемых и ряд других факторов дал новый толчок космической гонке, сфокусировав её на единственном естественном спутнике Земли. Ещё в 2017 году при первом сроке Дональда Трампа стартовала международная программа освоения Луны «Артемида» (Artemis), которая имеет большие шансы стать приоритетной для США. Наряду с техническими и геополитическими аспектами, уже видны контуры нового «космического права», которое во многом будет формироваться в своей основе явочным порядком – за отсутствием прецедентов освоения человечеством других космических тел.

    На сегодняшний день соглашения «Артемиды» подписали 43 страны. Соглашения являются частью дипломатической стратегии США, направленной на продвижение «общего видения» освоения космоса в соответствии с интересами США. Эти соглашения являются маркером динамики конкуренции между группой США и сателлитов, и блоком, во главе которого стоят Россия и Китай.

    Artemis является альтернативой соглашению о Луне 1979 года. Этот международный договор, вступивший в силу в 1984 году, был подписан и ратифицирован всего 17 странами мира. Причины его непопулярности в основном заключались в очень жестких условиях, которым он
    подвергал использование космических ресурсов. Artemis предлагает более либеральные трактовки понятий космической собственности, эти подходы противоречат соглашению о Луне, хотя теоретически соответствуют букве договора.

    Соглашения «Артемиды» устанавливают принципы сотрудничества в области гражданских исследований и эксплуатации Луны, Марса и других небесных тел. Они подтверждают тезисы «космических» договоров ООН по космосу, включая Договор по космосу 1967 года, Конвенцию об ответственности за ущерб, причиненный запуском космических объектов 1972 года, и Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 года. Однако, соглашения «Артемиды» конкретизируют ряд положений, вводят новые – и юридическую картину в целом нельзя назвать цельной.

    Переговоры о подписании соглашений ведутся исключительно на двусторонней основе,
    за пределами учреждений ООН. Их могут подписывать только государства, что исключает из этого партнерства международные организации, такие как Европейское космическое агентство (ЕКА) или Европейский союз (ЕС). «Защита лунного наследия» - одна из новаций «Артемиды». Цель состоит в том, чтобы уберечь «исторические места» от всех форм порчи в результате будущей
    лунной деятельности.

    Соглашения также предусматривают обеспечение функциональной совместимости систем, используемых для исследования Луны. Понятие «оперативной совместимости» само по себе не фигурирует в международном космическом праве, хотя и имеет рациональное зерно. Как и упоминание необходимости распространения существующих принципов работы с космическим мусором на Луну.

    Другие положения способны породить серьезные конфликты. Соглашения вводят концепцию «зон безопасности», позволяющих государствам осуществлять свою деятельность без внешних помех. Таким образом, любая нация, ведущая деятельность на Луне, могла бы запретить кораблям других государств заходить в районы своих научных исследований. Согласно Artemis, эти зоны будут временными.

    Однако некоторые эксперты (например, французского think-tank IFRI) опасаются, что они могут оказаться «де-факто сферами влияния государства или стать предметом национальной собственности». Что противоречило бы фундаментальному принципу неприсвоения космоса, определенному в статье II Договора по космосу 1967 года.

    США придерживаются весьма спорной интерпретации этого принципа: она заключается в том, что, присвоение лунной территории от имени государства остается запрещенным, но с другой стороны, эксплуатация лунных ресурсов и, следовательно, их защита в соответствии с правом собственности, является законной. США первыми включили этот принцип в свое национальное законодательство в 2015 году.

    Таким образом, юристам предстоит определить разницу между «использованием» и «присвоением». Аспект использования космических ресурсов будет исключительно важным. обсуждения.

    Вопрос об их коммерческой эксплуатации частными организациями уже сейчас вызывает споры. В рамках программы Artemis долгосрочные миссии с экипажем и присутствие на небесных телах будут зависеть от использования имеющихся там ресурсов для жизни и строительства инфраструктуры. Но, подписывая соглашения Artemis, страны тем самым признают, что добыча космических ресурсов по своей сути не является национальной собственностью в соответствии со статьей II Договора по космосу 1967 года, и что национальные правовые документы, касающиеся космических ресурсов, соответствуют этому договору.

    Россия и Китай уже выразили несогласие с подобной трактовкой и интерпретациями Договора 1967 года. Другие страны, в частности члены Европейского космического агентства (ЕКА), позицию не обозначили. Возможно, из-за того, что как было указано выше, технически не могут быть подписантами Artemis.

    Соглашения Артемиды отличаются от предшествующих международных договоров по космосу, заключенных под эгидой ООН, имеющих обязательную юридическую силу. Artemis по сути – политические заявления, они не налагают юридических обязательств на государства, но могут быть приняты намного быстрее, и лечь в основу того, что уже будет юридически обязательным.

    Закрепление мягкого права может пойти путём уточнения юридических аспектов в Комитете по
    использованию космического пространства в мирных целях (CUPEEA), который занимается гражданскими космическими вопросами в ООН. Например, соображения Межагентского координационного комитета по космическому мусору (МККМ) по предупреждению образования космического мусора от 2002 году легли в основу уже обязательных норм CUPEEA в 2009 году.

    Россия и Китай продвигают собственный проект - Международную научную станцию на Луне (ILRS), которая должна возникнуть в 2030 году. Международный проект предполагает соответствующую юридическую базу, подобную соглашениям «Артемиды», но если такая база существует, то её пока не обнародовали. Хотя участие в программе Artemis теоретически не препятствует участию в программе ILRS. Сегодня только Объединенные Арабские Эмираты являются ее частью. Остальные участники организованы по строго геополитическим линиям с четким разделением на союзников и противников России-Китая или США.

    К Artemis присоединились Индия и Бразилия – несмотря на своё членство в БРИКС. Это может быть признаком недостаточной дипломатической активности проекта ILRS, либо следствием политики так называемой многовекторности. Кроме того, возможны проявления ряда сложностей в отношениях Нью-Дели и Пекина - Пакистан, близкий к Китаю, недавно присоединился к программе ILRS, когда Индия сделала выбор в пользу программы Artemis.

    13 декабря 2022 года состоялся первый в истории Американо-африканский космический форум, где к Artemis присоединились Нигерия и Руанда. Нигерия представляет собой одну из ведущих экономик континента, имеющую собственное космическое агентство и несколько спутников. Руанда запустила свой первый спутник RwaSat-1 в 2019 году и создала Руандийское космическое агентство (RSA) в 2020 году. В 2021 году Руанда объявил о своих амбициях по запуску в космос
    созвездия из более чем 300 000 наноспутников. В 2023 году к Artemis присоединилась Ангола – что характерно, не подписавшая Договор по космосу 1967 года.

    Очевидно, что США небезуспешно развивают дипломатический трек соглашений «Артемиды», объединяя под их эгидой самые разные страны, и получая шанс выступить в качестве авторов новой системы космического права. Со стороны не-западных центров силы, подобное явление требует решительных действий и форсированной активизации космической дипломатии. В противном случае, «порядок, основанный на правилах» CША возникнет не только на Земле, но и на Луне.

    Средняя оценка: 5 (голоса: 5)