Военная экономика и экономика войны. Часть I
Как известно из ленинских цитат «политика есть концентрированное выражение экономики», а «война есть продолжение политики иными средствами». Последняя цитата это переформулированное Лениным «война есть ничто иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств» от Карла фон Клаузевица. Кстати, именно в ленинской форме она и вошла в самый популярный до сих пор русский перевод А. К. Рачинского трудов этого выдающегося прусско-русского военачальника и теоретика. Как и первая «ленинская» цитата была почерпнута у него.
Следуя далее, видим, как теорию ведения войны Клаузевица взяли за основу столпы маркетинга Эл Райс и Джек Траут. В своей книге «Маркетинговые войны» они, ссылаясь на этого великого военного теоретика, проводят аналогию между борьбой корпораций за лидерство и военными действиями. Круг замкнулся? Экономика во главе? Отнюдь.
Подобные выводы делаются часто и делаются неверно. Особенно это применимо к заокеанскому колоссу на уже глиняных нефтедолларовых ногах, где всё сводится к деньгам и меряется ими же. Этим страдали и многие российские бизнесмены топового уровня, как и некоторые правительственные чиновники РФ. Но время показало, что «всесильных» миллиардов можно в одночасье лишится по щелчку пальцев, а за «могущественную» зелёную бумагу тебе ничего не продадут и для тебя она становится фантиками.
Если внимательнее посмотреть на взятые цитаты, то самая первая применяется Лениным в работе «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина». Раздел 1.4. Политика и экономика. Диалектика и эклектицизм. И что мы там видим буквально? «Политика есть концентрированное выражение экономики — повторил я в своей речи, ибо раньше уже слышал этот ни с чем не сообразный, в устах марксиста совсем недопустимый, упрек за мой «политический» подход. Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма.
Может быть, моя политическая оценка неверна? Скажите и докажите это. Но говорить (или хотя бы даже косвенно допускать мысль), что политический подход равноценен «хозяйственному», что можно брать «то и то», это значит забывать азбуку марксизма.»
Итак, политическая целесообразность может и должна первенствовать над экономическими выгодами и неразумно для государственного деятеля равноценно брать «то и то». В существующем ныне противостоянии замерять потенциалы сторон в ВВП, размерах военных бюджетов и прочих подобных вещах означает рисовать искажённую картину. На такую картину и опиралась американская верхушка со своим евроатлантическим близнецом-братом. Результат у них уже проступает на лице.
Но совсем сбрасывать экономический фактор со счетов – другая неверная крайность. Вся история мировых войн говорит о значении экономического потенциала, о том, насколько он переведён на военные рельсы. Плюс, географическое плечо, то есть какую часть этого потенциала, и с какой интенсивностью, вы способны доставить на фронт, который, например, на другом конце планеты.
Отсюда вернёмся опять к экономике и нашему военному стратегу-классику Фон Клаузевицу: «Чтобы сокрушить противника, мы должны соразмерить наше усилие с силой его сопротивления; последняя представляет результат двух тесно сплетающихся факторов: размер средств, которыми он располагает, и его воля к победе.» Поэтому проведём сравнительный анализ потенциала ныне воюющих сторон для общего понимания, куда же движется вектор «военной фортуны» и у кого какие шансы. Для этого постараемся учесть все существующие нюансы, чтобы не скатываться к пресловутому «вот у вас есть 2% мирового ВВП, потому и занимайте нишу влияния согласно купленным билетам».
Так же, на наш взгляд, не совсем верно мерить всё в долларовом эквиваленте в отношении разных противоборствующих сторон, если всё-таки обращаться к экономическим замерам. Да, это даёт некоторую примерную картину, за неимением других «попугаев для замеров», но очень искажённую, местами кардинально. Дело не только в ценообразовании конечного продукта, например, в ВПК. Есть ещё куча факторов, влияющих на то, появится ли вообще конечный продукт нужного вам качества и в нужных количествах из, образно говоря, сложенных в вашем хранилище огромных паллет денег.
Западники, почившие на лаврах победы в Холодной войне, особенно в Америке, имеют колоссальные провалы в своём ВПК, сделавшем упор в последние пару десятилетий «на войну с папуасами» или на пустые мегапроекты попила по типу былых Звёздных войн в начале восьмидесятых. Когда на эту «Стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), существующую виртуально, в виде мультиков, но с хорошим и видимым всем «космическим» оборотом средств, СССР вынужден был соответственно реагировать, как на реальную, уже сложившуюся угрозу. Дополнительно вынутые из народного хозяйства средства были одной из множества причин, способствовавших его развалу.
Плюс, Западом совершенно утрачена значительная часть производственных мощностей, особенно в области выпуска боеприпасов. В условиях «постиндустриальной» экономики нарастить темпы выпуска до заявленных объёмов будет совсем непросто, а по ряду позиций – вообще не реально. Утрачены уникальные инженерные кадры, утрачена школа, с нашего позднесоветского варианта «поколение дворников и сторожей» превратилось в американский «поколение брокеров и инвесторов».
Америка уже безвозвратно разучилась обогащать уран и делать ядерные боеприпасы, последний был произведён в 91-м году. Броские заголовки от «Национального управления по ядерной безопасности США» о «производстве» 80 ядерных боеголовок в текущем году – не более чем заголовки. Потому как не произведут, а модернизируют. С уменьшением мощности. Речь о переделке, и так задержавшейся на 4 года, тактических специальных авиабомб В61 из нескольких устаревших модификаций в новую - В61-12. И то не факт, что сроки опять не сдвинут «вправо» - настолько утрачены компетенции. Даже в конвенциальном вооружении таких утраченных позиций – десятки. Например, США не могут больше производить новые танки и стволы к ним. Они просто модернизируют уже имеющиеся корпуса и танковые пушки.
Начнём с украинской стороны и подпитывающего её Запада. Более-менее взвешенная оценка расходов Хунты на войну, сопоставленная и сведённая по различным данным, это порядка 4 млрд$ в месяц. Из нескольких источников мелькала цифра порядка 40-50 млрд$ за 22-й год, т.е. за 10 месяцев конфликта.
Давайте разбираться. За весь период СВО, т.е. за 14 месяцев, от коллективного Запада с сателлитами Хунтой получено не более 21 млрд$. Тут не надо опираться на красивые цифры всех видов «помощи», включая финансовую. Известная величина от всех «башляющих, по Оруэллу, на мир» за прошлый год - более 130 млрд$, где военная от США составляет около 35 млрд$. Достаточно внимательно посмотреть недавние слушания в Конгрессе по этому поводу. Оказывается, только 20% из неё пошло Хунте напрямую, а 80% - это компенсация американских военных запасов, тренинги и оплата инструкторов, а львиная доля - на обеспечение боеспособности американских вооружённых сил в Европе, и прочее.
Итак, сопоставляя все источники и разделяя финпотоки на «для себя» и для Хунты: около 12 млрд$ от США, 8 млрд$ от стран Европы и менее 1 млрд$ от прочих (Австралия, Новая Зеландия, Южная Корее и т.д.), итого – не более 21 млрд$. Это чистые дошедшие деньги, включая вооружение всех видов и боеприпасы. Отметая, или, скажем более дипломатически, - корректируя декларативные объявления того же министра обороны США Ллойда Остина о 55 млрд$ от стран НАТО, включая американских 35 млрд$, и не плюсуя заявленное на будущее и даже прописанное в законах, с поставками на перспективу 5-ти лет. Что, как известно, претворяется в жизнь не совсем так, как объявляется – военную технику и боеприпасы ещё нужно произвести, настроив и нарастив соответствующим образом производственные цепочки.
Заглохли даже упоминания о лендлизе, так в прошлом выпячиваемые пропагандой Хунты. Правда, стоит отметить, что это отдельный разговор. С одной стороны - это предмет торга между РФ и США, который всё равно ведётся, как незримо, так и во всеуслышание. Через громкие, хорошо растиражированные заявления первых лиц, лиц из их окружения, или бывших когда-то в первой обойме. Для примера: заявление Билла Клинтона о сожалении отнятого им у Украины ядерного вооружения. Тут и начальный этап сдвига окна Овертона, и ответ на совместные действия РФ и РБ, и будущий вариант конфигурации «послевоенной Украины», естественно, в их реальности. То есть уже формирование неких переговорных позиций. Лендлиз – серьёзный комплекс мероприятий, одно дело, когда ты «оказываешь помощь», а совсем другое – запускаешь целую производственную программу в ВПК для помощи стороннего государства, и это всё тоже предмет торга.
С другой стороны – лендлиз, как замечают некоторые осведомлённые американские эксперты, это проект, направленный на ту часть ВПК, что под республиканцами. Демократам был выгоден консенсус, нужна была «брошенная респам кость», чтобы Америка в поддержке Хунты выглядела монолитно. Да ещё под нашу Великую Победу над фашизмом, что хорошо подавалось пропагандой Запада и Хунты в нынешней перевёрнутой украинской анти-реальности: русские - новые фашисты.
Но если республиканцы вновь окажутся на «капитолийском Олимпе», останется ли это только предметом торга, или заработает на полную катушку, в том числе и для возмещения предвыборных вложений? Потому никогда не надо надеяться, что курс «капитана Америка» резко изменится с приходом Трампа в Овальный кабинет. Да и не станет ли он на каком-то этапе гораздо жёстче, чтобы выторговать нужное? Возможно всё.
Сама Хунта, на данный момент, смогла выжать из своей экономики, финансово подпитываемой Западом, ещё порядка 40-41 млрд$ на военные расходы. Причём, около четверти из них – за счёт сельхозпоставок, когда Европа сняла все квоты и ограничения на них. Итого около 62 млрд$ за 14 месяцев войны, что и означает чуть более 4 млрд$ в месяц.
По поводу наших военных бюджетов при ведении СВО также есть множество западных, и не только, публикаций, но, как всем хорошо понятно, они не могут достоверно посчитать подобные расходы. Даже когда до СВО мы официально объявляли свой военный бюджет – значительные позиции сверх него и новые области оставались невидимыми для заклятых партнёров. Зная почерк разведчиков у власти, можно с уверенностью говорить, что для увода от всевидящего ока СВИФТ, рейтинговых агентств-соглядатаев, и разного рода внутренних осведомителей, создавались целые ложные субъекты хозяйствования и схемы. Или прикрытием использовалась естественная финансовая гиперактивность при различных событиях или программах, как, например, при Сочинской олимпиаде, когда отслеживать подобное становится в разы трудней.
Итак, будем опираться на западные оценки, с большой долей уверенности увеличив их. Что согласуется с собственными непубличными изысканиями в разные периоды СВО, по поводу которых у нас есть подтверждённая определённая уверенность. Подтверждённая тем, что наш анализ, например, количества выпускаемых образцов ВПК, по тем или иным позициям, бывший, по понятным причинам непубличным, и делавшийся исключительно для точности прогнозов, очень хорошо совпал с озвученными не так давно цифрами от первых лиц государства. Это подробно раскроем во второй части исследования.
Итак, для РФ можно приблизительно держать в уме цифру 140-170 млрд$ на данный момент за весь период СВО (есть и завышенные оценки). То есть, даже принимая все неизбежные погрешности при подобных расчётах, мы можем уверенно заявлять, что, ориентируясь по самой нижней планке, наша «финансовая военная мощь» на ведение боевых действий, как минимум в два раза больше украинской и объединённого Запада, а то и в 2,5 -3 раза.
Почему более чем в два раза? Да потому что это совершенно разные деньги, разные способы получения конечной цены продукции ВПК, разные тарифы – отличается буквально всё, и, конечно же, в нашу пользу. Например, та статья расходов, что по информации из слушаний в Конгрессе была в этом исследовании зачислена в непосредственную военную помощь – это инструктора и обучение ВСУ. Это очень весомая по тратам для Запада позиция. Так как, в большинстве своём, обучение ведётся в третьих странах, даже если это и не прикомандированные, а штатные инструктора с внешних баз США, всё равно зарплата только рядового состава там начинается от двузначных цифр в долларовом эквиваленте.
Даже беря во внимание, что командировки наших бойцов очень хорошо оплачиваются, что известно по определённым подразделениям СпН в «сирийской песочнице», не говоря уж об ССО – всё равно цифра будет в два, и более, раза меньше. Это для боевых командировок. Наши же вышли из положения вообще без проблем, когда при мобилизации для обучения более чем трёхсот тысяч срочно потребовалось уйма инструкторов. Часть была восполнена рядовым и офицерским составом, прошедшем зону СВО и получившим ранения, а часть – курсантским составом старших курсов военных училищ. Это уже совсем другие деньги и по данной позиции она дешевле американской на порядки. И так по всем другим вещам.
Тут играет роль всё. И ценообразование в ВПК, где по известному скандалу раскладной стульчик в американском стратегическом бомбардировщике стоил увесистей малолитражки. И прочная коррупционная составляющая, по примеру «помощи» Афганистану, при которой за десятки лет в Вашингтоне выросли элитные кварталы от чиновников, занятых непосредственно в распиле оной. Одним словом, их «попугаи для замера» нашим – не чета.
Из выявленной картины напрашиваются определённые жёсткие выводы и возникает ряд вопросов. По прошествии года войны уже очевидно, что война надолго и война на истощение. В самом начале СВО нами давалась оценка в 5-7 лет, с возможными затишьями и перегруппировками. Предполагался более короткий этап с Окраиной, затягивание БД виделось при вводе польских войск и далее по нарастающей. Но «гиена Европы» и так уже воюет целыми подразделениями. Есть определённые участки фронтов, пускай и не столь широкие, где в перехватах почти одна польская речь.
Итак, мы видим тотальное превосходство России в военных финансах на ведение СВО. При неизменных величинах последствия не заставят себя ждать, через год-два ни о какой «неопределённости» на карте речи уже не будет, всё можно будет лицезреть воочию. Но это затяжное действие и способна ли наша страна к длительным годовым расходам 120-130 млрд$? Для начала уточним, что реальный годовой военный бюджет РФ колебался в районе 50-70 млрд$ от года к году. То есть необходимо изыскивать дополнительные около 70млрд$, а это уже совсем другая сумма. В условиях отвязывания от долларовой системы, от прежних, в её рамках, связывающих нас по рукам и ногам обязательств, публичных и закрытых – вполне.
В рамках подобных негласных договорённостей наш Центробанк имел право «печатать» рубли только в соответствии с золотовалютными резервами. На ЗВР и валютный приток приходилось 90% всей эмиссии рубля. Это другим, кто равный, но значительно «рАвнее» - было многое позволено, но не нам. Сейчас уже иначе. Подразумевая собственную безнаказанность, они позволили себе заморозить=украсть наши 300 млрд$. А мы просто взяли и сделали эмиссию на сумму, пока примерно в половину этой, в счёт замороженных резервов. Продолжим и дальше. Тоесть как будто у нас никто ничего не арестовывал! Достаточно посмотреть графики денежной массы в РФ.
И то, 300 млрд$ заявлены только нами, никто даже близко к этой цифре ничего не смог выявить, а значит заявлены явно в определённых целях. Дабы при не «заморозке», а окончательном воровстве, на эту же сумму забрать себе западных активов в РФ, которые мы тоже «подвесили». Вообще, при отвязке от мирового паразита, при переходе на торговлю в рублях и в других дружественных валютах возникает множество моментов в экономике, которые пока не видны вооружённым глазом, но постепенно к лучшему меняют её структуру.
Безусловно, год-два, при ещё кое-что мОгущем Западе, нужно будет напряжение всех сил, даже определённый, посильный «военный оброк» на наших топовых экономических монстров. Целенаправленная, не без указания сверху, контролируемая просадка рубля для увеличения экспортной выручки, и некоторых других моментов, – из той же оперы. Но с ослабеванием той стороны, с постепенным обращением её на собственные экономические проблемы, нам будет легче и легче. Будут открываться новые просторы, рынки, торговые пути и хабы при отползающем Западе.
Хорошо видно, что для сдвига военной фортуны на полях СВО в сторону Запада, им необходимо резко, в десяток раз поднимать финансирование Хунты. Или самой Хунте изыскивать дополнительные, под сотню миллиардов, резервы на войну.
В первом случае американцам надо прекратить пилить бюджеты, через «перевооружение и укрепление своей европейской военной составляющей». Запустить полноценный, а не бумажный лендлиз. Ведь даже если они объявят его, то это может быть больше пиаром, надо будет смотреть на реальные показатели, а не броские заголовки, разбираться детально. И минимум раз в пять увеличить реальное военное финансирование Хунты. Все перечисленные позиции пока кажутся абсолютно фантастическими. Наоборот, то тут, то там, слышны голоса, что помощь будет сокращаться.
Для превращающейся в Руину экономики Окраины уже потраченные 40 млрд$ в дальнейшем будут неподъёмной роскошью. Все экспортные показатели упали в разы, легла продажа металла, как второй статьи экспортных доходов, осуществлявшаяся, в основном, морским путём. По зерну и прочей сельхозпродукции намечаются сокращения и сложности в вывозе. Окраину держит за горло мёртвой хваткой МВФ и Мировой банк, не позволяя собственную эмиссию. Увеличение западной помощи не предвидится. Дела тут будут всё больше напоминать историческую Руину.
По всем изученным показателям рассмотренного военно-финансового аспекта Россия уверенно движется к победе. То же происходит и в производственной сфере ВПК, по общим тенденциям и определённым позициям которого сделаем обзор в следующей части материала. Что стало возможно, когда первые лица нашего государства озвучили и так известные нам цифры, которые теперь можно делать публичными.