Хуже врага — только предатель: почему мусульмане США не хотят голосовать за Байдена?
Социологические опросы демонстрируют катастрофическое падение симпатий к Джо Байдену в нескольких значимых группах. Но этот недостаток Белый дом способен сделать преимуществом.
Урегулирование ближневосточного кризиса, или хотя бы недопущение его разрастания сверх уже возникших пределов приобретает всё более отчетливое электоральное значение. По данным актуальных социологических опросов, которые были проведены Арабским американским институтом, поддержка кандидата от Демократической партии на выборах президента США Джо Байдена рухнула в ряде социальных групп, представляющих арабское население США.
Такой сигнал тем более значим, поскольку именно эти избиратели играли не последнюю роль в успехах Байдена на выборах 2020 года. Байден и демократы обещали помочь Палестине — и в ответ арабы, в массе своей, голосовали за них.
Поддержка Джо Байдена избирателями арабского происхождения резко упала в октябре 2023 года, после начала военной операции Израиля в Секторе Газа, и к настоящему моменту составляет менее 20%. Это нельзя назвать иначе, чем обрушением — в 2020 году Байден, на волне риторики о либерализации получения гражданства и расширении прав мигрантов, получил почти 60% голосов американцев арабского происхождения. Трамп на грядущих выборах получит около 30% голосов такой категории избирателей — столько же, сколько и в 2020 году.
Арабский американский институт проводил свой опрос в четырех ключевых штатах. Флориде, Мичигане, Пенсильвании и Вирджинии. Это те самые штаты, которые, в силу особенностей американской избирательной системы (двуступенчатая, сначала голосуют граждане, потом — выборщики от штатов), будут играть решающую роль при определении окончательного исхода президентских выборов.
В абсолютных цифрах предварительные потери голосов составляют почти 180 000, причем 91 000 из этой возможной потери приходится на один из важнейших «неопределившихся штатов» — Мичиган.
Если брать ситуацию в целом, то десятки тысяч избирателей арабского происхождения оказываются в электоральном вакууме. За отсутствием предпочтительных кандидатов — республиканцы и Трамп демонстративно поддерживают Израиль, а демократы Байдена тоже не могут сколько-нибудь повлиять на Тель-Авив в силу особых отношений Вашингтона с еврейским государством — среди американцев арабского происхождения резко выросло число тех, кто не поддерживает ни одного кандидата. В 2020 году за альтернативных кандидатов планировали голосовать меньше 10% нишевых избирателей, в этом году показатель вырос до 50%. Доля тех, кто не уверен, что вообще пойдет на выборы, превысила 60%. Отсутствие энтузиазма наиболее очевидно среди демократов, 50% из которых половина может не пойти на выборы. У республиканцев это актуально только для 11%.
Ближневосточный конфликт особенно сказывается на симпатиях молодёжи, на которую предвыборный штаб Байдена делал особую ставку в 2020 году и планировал реализовать тот же сценарий в этот раз. На данный момент только 8% молодых американцев арабского происхождения поддерживают Байдена в президентской гонке.
Интересно, что антипатия к Байдену у арабов выше, вне зависимости от того, что многие из них видят свою политическую идентичность как демократы. 79% американцев арабского происхождения негативно относятся к президенту Байдену, в то время как 56% негативно относятся к Дональду Трампу. 56% сторонников собственной партии Байдена отзываются о нем плохо — а в случае республиканцев партийная антипатия к Байдену вступает в синергию с антипатией, порожденной вопросом Палестины. Трамп же сохраняет почти полную поддержку тех, кто считает себя республиканцами и против него выступают только арабы-демократы.
Ряд исследователей уже заявил, что ближневосточная политика Белого дома подрывает стоимость «бренда демократической партии». С 2008 по 2016 годы арабов среди избирателей-демократов было вдвое больше, чем среди избирателей-республиканцев, к настоящему моменту доли сравнялись. Наиболее значительные потери произошли среди молодых избирателей и иммигрантов.
Сектор Газа — ключевая причина падения арабских симпатий. 60% опрошенных указали политику Вашингтона на Ближнем Востоке в качестве главного критерия отношений к Байдену сейчас, примерно столько же отметили, что в ноябре на выборах президента также будут исходить из этого принципа.
После 8 месяцев операции в Израиле 88% американцев арабского происхождения заявили, что негативно относятся к позиции Байдена по отношению к конфликту, причем это тот фактор, который объединяет всех: антипатию к Байдену выразили 87% республиканцев, 86% независимых и 87% демократов.
Нельзя исключать, что Белый дом ближе к ноябрю — если операция Израиля не закончится к тому времени — учтет эту социологию и активизирует некие меры, которые может быть и не приведут к остановке операции, но сыграют символическую роль. Например, будет усилено давление на премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, отставка которого может быть представлена как ужесточение позиции США и понравится арабским избирателям.
По данным того же опроса, если Байден приостановит дипломатическую поддержку и поставки оружия Израилю до тех пор, пока они не установят режим прекращения огня и не выведут войска из Газы — или хотя бы потребует немедленного прекращения огня и беспрепятственной доставки гуманитарной помощи в Газу, то 60% американцев арабского происхождения готовы проголосовать за демократов. Однако вероятного такого расклада — за рамками статистической погрешности, учитывая теснейшие связи между Америкой и Израилем.
Спасением Байдена в этой ситуации могла бы стать отставка Нетаньяху в ходе правительственного кризиса. Но и на этом направлении шансов у нынешней американской администрации очень мало. «Революция двенадцати суббот», в ходе которое либеральные круги Израиля пытались отстранить Нетаньяху от власти, провалилась еще весной 2023 года. Трудно поверить, что либералы, не сумевшие снести Нетаньяху в условиях мирного времени, смогут справиться в ним в период вооруженного конфликта.
Таким образом, палестинский кризис меняет предпочтения арабских общин в колеблющихся штатов, прежде всего — в Мичигане, и бумерангом может ударить по администрации Байдена, оказывая существенное влияние на ход президентского голосования. Разумеется, в запасе у демократов много других ходов, от всевозможных судебных решений по уголовным делам против Трампа до манипуляций с «почтовым голосованием». Однако шансов победить честно у них остается все меньше. Сегодня для арабов, живущих в США, Байден — хуже врага, он предатель, от которого ожидали одно, а получили нечто совсем иной. И, скорей всего, это отношение к Байдену и к Демпартии в целом изменить до конца года уже не удастся.