«Тайный» мировой план Китая
На фоне ажиотажа в западных СМИ по поводу китайского плана урегулирования конфликта на Украине, который был представлен 24 февраля, остался незамеченным куда более концептуальный план китайского руководства по обеспечению глобальной безопасности. Такая ситуация — отнюдь не случайное стечение обстоятельств, а скоординированная игра стран Запада.
20 февраля агентство «Синьхуа» опубликовало доклад на тему «Гегемония США и ее опасности», где перечисляются многие факты злоупотребления «правом сильного» со стороны США. В этом документе утверждается, что США следуют своему плану по сохранению гегемонии и для этого организуют «цветные революции», разжигают региональные конфликты и, даже, прибегают к развязыванию войны под видом продвижения демократии, свободы и прав человека. США, используя «менталитет холодной войны» и «блоковой политики», применяют избирательный подход к международному праву, используя или отбрасывая его нормы по своему усмотрению и, таким образом, стремятся навязать правила, которые служат их собственным интересам во имя поддержания «международного порядка, основанного на правилах».
21 февраля МИД Китая опубликовал «Концептуальный документ Глобальной инициативы в области безопасности». В тексте указано, что председатель Китая Си Цзиньпин предложил Глобальную инициативу в области безопасности, призывая страны адаптироваться к кардинально меняющемуся международному ландшафту в духе солидарности и решать сложные и взаимосвязанные проблемы безопасности обоюдовыгодным образом. Эта инициатива направлена на устранение коренных причин международных конфликтов, улучшение управления глобальной безопасностью, поощрение совместных международных усилий по обеспечению большей стабильности и определенности в нестабильную и меняющуюся эпоху и содействие прочному миру, и развитию во всем мире.
В этот же день в Пекине состоялся форум, организованный Китайской ассоциацией общественной дипломатии, по теме «Инициатива глобальной безопасности: предложение Китая по решению проблем безопасности». Министр иностранных дел Цинь Ган выступил на форуме с программной речью, объявив, что Китай официально представляет «Концептуальный документ Глобальной инициативы в области безопасности».
Следует отметить, что Си Цзиньпин впервые озвучил «Инициативу глобальной безопасности» на ежегодной конференции Боаоского азиатского форума 21 апреля 2022 года. Таким образом, представлений документ 2023 года является прямым продолжением ранее озвученных предложений. На мой взгляд, момент для этого был выбран Китаем вполне удачно, так как мировая экономика ещё не оправилась после последствий пандемии COVID-19 и внимание стран «глобального юга» было сконцентрировано на вопросах энергетической и продовольственной безопасности, с которыми они остались один на один.
Информационная атака Запада на Россию и обвинения её в не спровоцированной агрессии, наглядно показали миру двойные стандарты западной политики. В этой риторике, бомбардировки Югославии и незаконная война в Ираке, со стороны СМИ Запада, были просто забыты. Однако, страны без прямого вассалитета к Западу этого не забыли и они были удивлены, что очередной военный конфликт в мире, в этот раз на Украине, получил столько незаслуженного внимания.
Именно в этой ситуации Китай и предложил свое решение глобальных проблем. В 2022 году этот посыл был адресован в Азию, учитывая место, где он был озвучен и формулировки об «азиатской семье», а в 2023 году эти предложения были направлены всему миру и продвинуты через китайский план урегулирования конфликта на Украине. Однако, Запад изначально пытался дискредитировать эту инициативу.
18 февраля, когда глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Коммунистической партии Китая Ван И анонсировал план урегулирования конфликта на Украине, Госсекретарь США Энтони Блинкен в тот же день заявил, что у США есть информация о рассмотрении Китаем возможности поставок России оружия и боеприпасов. Чуть позже, агентство Bloomberg сообщило, что США и их союзники опасаются, что план Пекина в ООН могут поддержать другие страны, которые не присоединились к американским и европейским санкциям против России.
24 февраля Китай опубликовал свой «украинский план» из 12 пунктов, буквально спустя несколько часов, то же агентство Bloomberg вышло с сообщением, со ссылкой на анонимные источники, что в США полагают, будто Китай уже поставляет России нелетальное военное снаряжение. Всё было сделано для того, чтобы подорвать авторитет Китая, как нейтрального наблюдателя в этом конфликте и его возможностей по урегулированию.
Тот факт, что центральные Западные СМИ буквально проигнорировали представленный Китаем «Концептуальный документ Глобальной инициативы в области безопасности», говорит о целенаправленной компании «информационной тишины». По результатам поиска в Google этого документа, в основном будут представлены азиатские источники. Полноценный разбор китайской инициативы западными экспертами можно найти только в Jamestown Foundation, американской неправительственной исследовательской организации, что базируется в Вашингтоне и представляет, по своей сути, традиционный «think-tank».
Китайский «Концептуальный документ Глобальной инициативы в области безопасности» содержит шесть основных концепций и принципов. Первый — это приверженность видению общей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности. Суть подхода заключается в уважении и обеспечении безопасности каждой страны, поддержании безопасности как в традиционных, так и в нетрадиционных областях и приверженности сотрудничеству, обеспечению безопасности посредством политического диалога и мирных переговоров.
Второй — уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран. Данный принцип ещё раз позволяет Китаю напомнить про политику «одного Китая», где Тайвань признается его неотъемлемой частью, а любой иной взгляд воспринимается, как попытка нарушения территориальной целостности Китая.
Третий — соблюдение целей и принципов Устава ООН с опорой на международное право и базовые нормы международных отношений. Поддержка авторитета ООН, как главной платформы для управления глобальной безопасностью, чтобы исключить «менталитет холодной войны», блоковую конфронтацию и гегемонизм.
Четвертый принцип, по сути, представляет собой концепцию «неделимой безопасности», то есть обеспечение собственной безопасности не должно осуществляться за счет безопасности других стран. Именно этот принцип лежал в основе проектов договоров с США и НАТО о гарантиях безопасности, которые подготовила Россия в декабре 2021 года, но Запад решил их проигнорировать.
Пятый принцип заключается в приверженности мирному разрешению разногласий и споров между странами посредством диалога и консультаций, без злоупотребления односторонними санкциями, которые только создают больше трудностей и осложнений. Шестой заключительный принцип — это поддержание безопасности как в традиционных, так и в нетрадиционных областях. Здесь Китай призывает все страны исходить из принципов широких консультаций и работы сообща для решения региональных споров и глобальных проблем, таких как терроризм, изменение климата, кибербезопасность и биозащита.
Эти общие принципы конкретизируются в разделах «Приоритеты сотрудничества» и «Платформы и механизмы сотрудничества». Документ описывает подходы Китая к решению глобальных вызовов безопасности и достижения стабильности в различных регионах, включая «горячие точки», включая Украину, Африку, Ближний Восток и Корейский полуостров.
В разделе «Заключительные механизмы сотрудничества» предполагается, что инициатива будет, в значительной степени, опираться на существующую сеть многосторонних организаций, созданных по инициативе Китая и тех, где он имеет серьёзное влияние. К примеру такие, как Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, АСЕАН, а, также, площадок для переговоров, в виде Китайско-Африканского форума мира и безопасности, Ближневосточного форума по безопасности, Пекинского форума Сяншань.
В качестве практических средств достижения целей безопасности, Китай готов предоставить другим развивающимся странам 5000 учебных мест в течение следующих пяти лет для подготовки специалистов для решения проблем глобальной безопасности.
Обобщая «Концептуальный документ Глобальной инициативы в области безопасности» американские эксперты Jamestown Foundation откровенно говорят о том, что Китай предлагает альтернативную схему постамериканской архитектуры международной безопасности. Они подчеркивают, что документ направлен на «авторитарные или полуавторитарные государства Африки, Азии и Латинской Америки, которые могут почувствовать себя вынужденными выбирать» между США и Китаем в «зарождающейся глобальной борьбе между демократиями и автократиями.»
Хотя представители МИД Китая подчеркивают, что их инициатива не нацелена на кого-либо и не исключает ни одну конкретную сторону из предложенных подходов к безопасности, их недвусмысленный намек на борьбу с гегемонией в мире не оставляет сомнений, что Китай ведет дипломатическую борьбу против США.
Следует признать, что Китай в этом уже преуспел и, даже там, где раньше возможности США считались неограниченными. Восстановление дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией при участии Китая, Западные СМИ уже не смогли «замолчать». Этот дипломатический успех наглядно показал, что США уже не определяют политику на Ближнем Востоке. По всей видимости США ожидает тот же путь, но в глобальном масштабе, что сейчас проходит Франция, с утратой своего влияния в Африке.
Поэтому, китайская глобальная инициатива в области безопасности имеет шансы на успех, ведь она предлагает альтернативу мировому порядку, построенному на универсальных демократических ценностях, которые Запад нес по миру огнем и мечем. Китай декларирует, что каждая страна вправе определять свое будущее наравне с остальными.
В Азии к этой инициативе отнеслись весьма настороженно, как показывают опросы, у Китая традиционно сложные отношения со своими непосредственными соседями, такими как, например, Вьетнам. Однако, в Латинской Америке и Африке такое предложение вполне может найти широкую поддержку.
В декабре 2015 года, принимая участие в Китайско-африканском Форуме сотрудничества, Си Цзиньпин предложил поднять китайско-африканские отношения до уровня «отношений всестороннего стратегического партнерства», впервые использовав формулировку «сообщество единой судьбы Китай-Африка». 3 сентября 2018 года, выступая в Пекине на саммите в рамках Форума сотрудничества Китай-Африка, глава Китая выдвинул предложение о «совместном построении еще более тесного китайско-африканского сообщества единой судьбы». Таким образом, Китай показывает странам африканского континента их важное место в историческом процессе построения сообщества единой судьбы человечества.
Конечно же, равный вклад каждой страны в будущее мироустройство априори невозможен, из-за разницы экономического, военного и политического потенциала, но предложения Китая — это пока выглядит привлекательной альтернативой стран «не западного» мира. В тоже время, без идеологической основы сотрудничества, полноценного концепта из этой инициативы не получится, и он будет состоятелен до тех пор, пока будет идти в контексте противостояния с гегемонией США.
Поэтому, даже если Россия и пойдет в фарватере этой китайской инициативы, у неё всегда есть возможность предложить свой идеологический концепт будущего для всего мира, и такой опыт она уже имеет.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной