Стратегия США по реформированию ООН: возможные последствия
Объявление госсекретарём США Энтони Блинкеным конца сложившегося миропорядка весьма ёмко в плане контекстов. В одном из них — это не просто констатация ставшего очевидным для американцев факта. Это ещё и отголосок «разборов полётов», совершённых на глубинных внутриамериканских уровнях и, самое главное, — признак намеченной американцами стратегии при совершении таких «разборов». Стратегии на противостояние складывающимся тенденциям потери мировой гегемонии. Своеобразная стадия «принятия» существующих реалий, с последующим агрессивным «торгом», на фоне абсолютной самоуверенности и непогрешимости.
Госсекретарь вынес в публичную плоскость эту тему в начале августа, а уже через месяц начались определённые движения в ООН, ознаменованные заявленной в речи Байдена на 78-й Генассамблее необходимости реформы Совбеза (СБ) этой организации. Схожая риторика звучала от разных мировых акторов и раньше, не раз выступала с подобными заявлениями и российская сторона. Президент РФ озвучивал такое намерение. Но на данный момент, начиная с «самого верха», с речи Байдена, американская сторона сходу резко активизировалась на этом международном мероприятии, захватив информационно-политическую инициативу, что само по себе даёт определённые преимущества.
Началось усиленное продвижение нарративов США на полях ассамблеи, как публичное, так и кулуарное. Пошло заранее проработанное синхронное одобрение этой инициативы американскими сателлитами. То есть, мы можем наблюдать одно из направлений приложения американских усилий в рамках стратегии намеченных ими контрмер по укреплению гегемонии.
Для анализа в общих чертах этих планов американского «глубинного государства» в отношении ООН достаточно обрисовать главную тенденцию в современной картине мира. А именно: в разворачивающихся мировых геополитических реалиях стремительно возрастает роль Глобального Юга (ГЮ). Попытки США по привлечению на свою сторону значимых игроков этого пула стран Латинской Америки, Африки и Азии, включая Ближний Восток, плавно перетекают на поля ООН. С кем ГЮ будет торговать, обмениваться технологиями, кому поставлять своё сырьё, предоставлять свои человеческие ресурсы и кому достанутся его рынки для продажи товаров и услуг — тот блок и победит. Это предопределит геополитическое противостояние ближайшего десятилетия.
Уже сейчас очевидно, что США начали усилия по реформированию ООН по двум основным направлениям. Первое и магистральное — реформирование Совбеза, о чём и заявил президент Байден. «США поддержат расширение Совета безопасности, увеличение числа постоянных и непостоянных членов. США провели серию консультаций со многими государствами-членами и намерены продолжать вносить свой вклад в реализацию дальнейших усилий по реформированию (СБ ООН)», — сказал он. То есть с их стороны уже проделана массовая работа, которая не прекращается на полях ассамблеи. В кулуарах во всю ведутся об этом диалоги, где вбрасываются возможные варианты, вплоть до отсутствия у новых участников права вето, в отличии от «старых» членов СБ.
Уже сейчас инициатива ожидаемо поддержана в Европе, на уровне Евросоюза через заявление «садовника» Жозепа Бареля и глав отдельных государств. В общем информационном хоре американского дирижёра отметились премьер-министр Японии Фумио Кисида, уже упомянутый канцлер Германии Олаф Шольц, президент Республики Словения Наташа Пирц-Мусар и Генсек ООН Антониу Гутерреш. Инициатива очень привлекательна для находящегося в становлении ГЮ. Начало работы над ней уже вбрасывали в издание The Washington Post, где говорилось о консультациях США с Европой и намерениях добавить в СБ ООН ещё шесть членов, но без права вето. Где помимо очевидных кандидатов от Запада Германии и Японии шла Индия с Бразилией. Эти страны даже объединились под американским патронажем, образовав «группу четырёх» и совместно продвигают эту инициативу.
Помимо американского президента схожая риторика на Генассамблее прозвучала у президентов Бразилии, Турции и Казахстана. Премьер-министр Индии уже высказался об этом на саммите «Двадцатки», и на Генассамблее индийская дипломатия активно работала в этом направлении. Налицо развернувшаяся борьба за симпатии Глобального Юга с информационным преимуществом выдвинувших инициативы. Где верховный представитель ЕС по внешней политики обещает замолвить слово за страны Африки, западный лагерь предлагает повысить статус для Индии и Бразилии, продвигая их в «обновлённый» СБ.
Всё выше перечисленное освещает работу западной стороны, но в существующих раскладах сил все их усилия упрутся в позицию другого блока — Китая и России. Мы уже включились в начатую игру, со своей стороны вели её и раньше, и во многом готовы, поддерживая подобные реформы, вносить свою повестку. Поэтому тут же волну выдвинутых инициатив подхватывают Главы внешнеполитических ведомств государств — членов БРИКС, двумя руками поддерживая реформы, им различными голосами вторят и страны Африки, и Иран, и Саудовская Аравия. Иран даже объединяет свои усилия в этом направлении с Южной Африкой.
Будут долгие и ожесточённые торги. Со своей стороны, блок Россия-Китай, а на полях ООН наша блоковость наиболее очевидна, предложит в обновлённый Совбез Иран, возможно Саудитов. С нашей стороны вероятно выдвижение Турции или некоторых других стран ГЮ, тут множество сценарных рукавов и широкая вариативность. Она усиливается ещё тем, что основные продвигаемые Западом игроки ГЮ, такие как Бразилия и Индия, да и ЮАР, находятся в промежуточной, или неустойчивой зоне влияния для обоих блоков. Это колеблющиеся страны, если взять исторический отрезок за крайние полвека. США предлагая их, явно надеются, что в ближайших политических циклах власть в них сменится и они перейдут в зону западного влияния. Да и за проталкивание их на «ООНовский Олимп» они проявят определённую благодарность.
Какие бы ни были расклады торгов, при неблагоприятных результатах РФ и Китай имеют на всё право вето. А вот выбить этот основополагающий рычаг, это право, нацелена другая инициатива американцев, хоть она и родилась в другом месте и в других головах, зачумлённых нацизмом. Поэтому вторым направлением стратегии США в отношении ООН являются ведущиеся сейчас в кулуарах Генеральной Ассамблеи прощупывания почвы для голосования об изменении устава ООН. В плане создания процедуры лишения права вето членов безопасности ООН.
Если когда-либо на Генассамблеи ООН Западу удастся протащить и осуществить подобную реформу, заручившись поддержкой большинства (что ему иногда удаётся), то для всей мировой политической конфигурации наступят колоссальные последствия и произойдёт коренной перелом в этой архитектуре, надстройкой которой является ООН. ООН распадётся, станет пристанищем западного блока. Блоковость закрепится в новых международных формах и наш блок для создания своей международной архитектуры перетечёт в БРИКС. Который расширяясь, создаст свой противовес Западу, а в перспективе перетянет на себя основную мировую роль.