Исторические союзники России: что известно о православных тюркских народах?
Возникшее в конце февраля обострение ситуации вокруг Приднестровья, где на съезде депутатов всех уровней было принято обращение к России за помощью в связи с экономической блокадой со стороны Молдавии и Украины, в очередной раз подчеркнуло непростой политический, этнический и религиозный ландшафт этого региона. Среди прочего, снова возник фактор гагаузов — тюркского, но православного народа, выступающего за дружбу с Россией. Сам факт существования гагаузов подчеркивает, что тюрки — вовсе не обязательно мусульмане, а концепция тюркского мира, которую ради своих геополитических интересов продвигает Турция, далеко не так однозначна, как может показаться в Анкаре.
Cуществуют целые народности из тюркской группы, для которых основной религией является христианство и, более того, православие.
Гагаузы — уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины. Говорят гагаузы (gagauzlar) на языке, весьма близком к современному турецкому. Вопрос о происхождении гагаузов вызывал и продолжает вызывать много споров. В начале XX в. болгарский историк Г. Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа, а М. Губогло — 21. Теория, что гагаузы — это болгары, воспринявшие турецкий язык, возникла еще в середине ХIХ в. Сторонники второй версии разделились на четыре группы — в зависимости от предпочтений, гагаузов считали потомками тюркоязычных куман, тюрками, потомками турок-сельджуков. Видный исследователь истории гагаузского народа М. Н. Губогло на основании тщательного анализа научных данных пришел к выводу, что современные гагаузы возникли в результате смешения многих этнических элементов, но видное место в их формировании занимают кочевые тюрки южно-русских степей. В 2008 г. группой ученых Мюнхенского университета под руководством В. Степанова был проведен анализ Y-хромосомы 89 гагаузов из двух популяций на юге Республики Молдова более чем по трем десяткам генетических маркеров. Но даже такая небольшая выборка показала признаки значительной генетической неоднородности.
Наиболее четким критерием национальной идентичности гагаузов остается православие. Уникальное сочетание тюркского языка и православного вероисповедания позволило сформироваться и сохраниться национальной идентичности гагаузского народа, который испытывал постоянное ассимиляционное давление со стороны болгар и турок. А. Манов в своих работах доказывал, что уже в XIII в. предки современных гагаузов, составлявшие большинство населения так называемой Огузской державы, исповедовали христианство и имели собственный экзархат с центром в Каварне. Таким образом, можно говорить, что в XIII в., а тем более в XVII в. предки гагаузского народа были православными христианами.
Важно отметить, что в той или иной степени исповедовали православие и другие кочевые тюркоязычные народы причерноморских степей: узы (в русских летописях торки), берендеи, печенеги, половцы (куманы, кипчаки).
Еще Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» пытался обратить внимание на удивительный факт: Кирилл и Мефодий, подарившие славянам азбуку в 863 году, до того крестили хазар-тюрков в 858 году. В русских летописях зафиксированы два факта крещения печенежских князей. Свет на вопросы христианизации печенегов проливает и послание Бруно Кверфуртского к германскому королю Генриху II (1008 г.).
Византийские источники свидетельствуют, что в начале 40-х гг. XI в. около 20 тыс. печенегов, под предводительством хана Кегена пришли в Византию. Император Константин Мономах принял Кегена на службу и крестил его, предоставив печенегам земли в придунайской Болгарии. Примеру хана последовали его соплеменники.
Видимым свидетельством распространенности православия являются чуваши — самый крупный тюркский народ (1,2 миллиона человек), исповедующий христианство. Распространено православие среди хакасов и якутов, а также кряшенов. Кряшены — это официально признанная татарская субэтническая группа, которые живут компактно в Татарстане, Башкирии и Удмуртии.
Это далеко не все тюркские народы, обратившиеся в разное время в православие. Можно упомянуть еще алтайцев — причем Алтай считается родиной тюркского народа), шорцев, коренное население Таймыра.
Огромный христианский пласт связан с несторианством, которое, по словам Л. Н. Гумилева, к X веку «буквально затопило Центральную Азию». В 1246 году, когда на престол был избран Гуюк-хан, до того возглавлявший военную партию, христианство стало государственной идеологией Монгольской империи. Гуюк приблизил к себе несторианских чиновников из Уйгурии и православных священников из Сирии, Византии, Грузии, Армении и Руси, одновременно объявив себя врагом латинства и ислама. Христианская культура и литература, основанная на сирийской, позднее — уйгурской графике, имели широкое распространение среди тюрок, а уйгурская письменность была официальной в дипломатической переписке Золотой Орды. Все это пришло к упадку лишь к середине XIV века в результате глобальной эпидемии чумы.
Хорошо известно, что с 1261 г. в Золотой Орде существовала православная Сарайско-Переяславская епархия, и первым ее епископом был Митрофан, а прямой наследник хана — Сартак принял православие и женился на дочери Александра Невского. Православие принял и двоюродный брат Сартака, сын первого мусульманского хана Золотой Орды Беркая, который известен в истории церкви под именем Петра Ордынского.
В православной семье родился первый строитель мечетей в Сарае — хан Узбек (царств. в 1312—1340 гг.), и его перу приписывается известный ханский ярлык: «Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду… Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол».
На землях Рязанского княжествах в конце ХIII образовались Тогайский, Наровчатовский и Темниковские улусы Золотой орды, где широко стало распространяться православие. Татарский мурза Чета (в крещении — Захарий, родоначальник известных в России аристократических фамилий Годуновых, Сабуровых, Вельяминовых-Зерновых и др.) добровольно принял православие и в 1330 г. основал под Костромой знаменитый Ипатьев-Троицкий монастырь.
Практически все выдающиеся казахские просветители дореволюционного времени: Ибрай (Николай) Алтынсарин (1841–1889), Чокан Валиханов (1835–1865) и Абай Кунанбаев (1845–1904) были поборниками сближения с русской культурой и вытекающими из нее принципами православного образа жизни.
Православная идентичность многих тюрок оказывается весьма значимым социально-политическим фактором, который при правильном использовании способен сыграть позитивную роль в геополитическом противостоянии.