Массовые митинги в Кишиневе: надо ли ждать результатов этой зимой
На фоне бурных событий на соседней Украине, перманентный и обострившийся в последние месяцы политический кризис в Молдавии не пользуется популярностью у международных СМИ. Однако, этот кризис заслуживает внимания. Он выглядит как пример того, с чем в ближайшее время могут столкнуться и другие государства в Европе — когда успех протестов не приводит к улучшению жизни населения в силу технических причин, а не протестовать уже нельзя.
В столице Молдавии, Кишиневе, оппозиционная партия «Шор» проводит бессрочную акцию протеста с 18 сентября. Поводом для протестов стало беспрецедентное увеличение цен на газ и другие энергоресурсы, что повлекло за собой рост стоимости многих продуктов питания, инфляцию (почти 34% в годовом выражении за сентябрь 2022 года) и падение уровня жизни.
Протестующие критикуют прорумынское руководство страны за нежелание вести переговоры с Россией, добиваясь более выгодных цен на газ, и, таким образом, решать ключевую проблему. Но чтобы решить её, нужно совпадение целого ряда факторов.
«Газпром» и не только
Из-за хронических долгов Кишинева перед «Газпромом» подача газа в Молдавию регулярно оказывается на грани остановки. Пока газ подается, но его объем держится на низком уровне. Так, в ноябре 2022 г. Молдавия получит от «Газпрома» газа на 30% меньше газа, чем обычно. Дефицит планируется компенсировать за счет регазификации СПГ с терминалов в Турции и Италии, а также поставок из трубопровода Болгарии, с ГТС которой Молдавия заключила договор.
Как и во многих других случаях, одной из отягчающих кризис причин было желание Кишинева порвать с российским газом. С октября прошлого года формально действует проект по поставкам в Молдавию газа из Румынии по магистральному газопроводу (МГП) Яссы — Унгены — Кишинев. МГП впервые соединил Молдову с европейской ГТС, обеспечив альтернативный маршрут поставок газа. Однако, о физическом начале поставок не сообщается.
Летом 2022 года оператор газотранспортной системы Румынии Transgaz в очередной раз подтвердил готовность поставлять «в случае необходимости» газ в Молдавию. Однако, снова не были озвучены конкретные объемы, и есть сомнения в том, что Румыния действительно сможет обеспечить потребности Молдавии.
Та в целом потребляет около 3 млрд м3/год газа, из них около 1,2 млрд м3/год требует правобережная Молдавия и 1,8 млрд м3/год — Приднестровье. Румыния же способна предоставить объем как минимум в два раза меньше.
Одним из ключевых источников энергоснабжения Молдавии является Молдавская ГРЭС мощностью более чем 2,5 ГВт, принадлежащая «Интер РАО». Она находится на территории Приднестровья, но ресурсы к ней поступают через Молдавию — 70% потребностей которой ГРЭС закрывает.
Власти Молдавии отказываются считать Приднестровье суверенным субъектом и не выделяют его в качестве отдельного газового контрагента. Сложности отношений двух регионов ещё больше запутывают процессы газовых договоренностей. Кишинев сопротивляется попыткам Приднестровья обрести «газовый» переговорный суверенитет и старается сохранить возможность технического контроля над поставками газа в Приднестровье. В частности, Кишинев пригрозил, что урежет подачу газа Приднестровью, если будет получать недостаточно энергии с принадлежащей Молдавской ГРЭС. Протестующие видят решение проблем в смене президента Майи Санду на политика, способного к диалогу с Россией по газу. Но поможет ли такая замена?
Блоки внешние и внутренние
Уровень инфильтрации прозападных агентов влияния в Молдавии огромен. Насколько их влияние эффективно, может показать пример экс-президента Молдавии Игоря Додона, который считался крайне пророссийским и правильным с точки зрения России и молдавских граждан политиком, но другие ветви власти — от парламента до судов разных уровней — обнуляли его усилия.
Даже если на волне народных протестов к власти в Молдавии придет пророссийский президент и сможет обеспечить синергию ветвей власти, все равно останутся технические вопросы. Газ в Молдавию поступает по территории Украины, и вряд ли стоит ожидать доброй воли Киева к тому, чтобы сохранять транзит незаменимого ресурса внезапному пророссийскому режиму в Молдавии. С другой стороны, ЕС и США предпримут максимум усилий для того, чтобы гипотетическое пророссийское руководство Молдавии оказалось в энергетической изоляции с запада.
Решить газовую проблему Молдавии можно, если у страны будет пророссийский лидер, на Украине — лояльный к транзиту газа из России в Молдавию режим, а западное влияние в Кишиневе недостаточно для блокирования конструктивных инициатив. Пока что ожидать возникновения такой комбинации трудно. И нужно не забыть про общемировую конъюнктуру высоких цен на газ. Тем более сложно ожидать, что все факторы сложатся как надо этой зимой.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной