Перспективы распада трансатлантической солидарности

    ЕС превращается из союзника и вассала в конкурента США, и Вашингтон заинтересован в разрушении Евросоюза
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time07 авг 2020remove_red_eye1 359
    print 7 8 2020
     

    Оценка ситуации.

    Трансатлантическая солидарность – это термин, которым описывается система послевоенного господства США сначала над Западной, а после распада СССР и над Центральной и Восточной Европой.

    Институционально трансатлантическая солидарность оформлена в систему военных, экономических и политических союзов, таких как НАТО, ВТО, Большая Семёрка. Причём ЕС построен на принципах, заложенных США после окончания Второй мировой войны и предусматривающих полномасштабную зависимость Европы  от американского внешнеполитического курса.

    Ядром трансатлантической солидарности является вектор США – ФРГ с безусловным подчинением Германии США как основы германо-американского взаимодействия. Основы Евро-Атлантической солидарности закладывались в 1945 году, и наибольшее значение для влияния США в Европе имеет Германия.

    Определяющая роль США в делах ЕС сохраняется, хотя с 2016 года возник личный конфликт между канцлером ФРГ А.Меркель и президентом США Д.Трампом. Этот личный конфликт не создаёт предпосылок для распада трансатлантической солидарности с выходом ФРГ из подчинения США, хотя нынешняя германская элита не принимает торгово-экономических и военных требований Трампа к Европе. В случае прихода к власти в США Байдена часть нынешних претензий США к ЕС будет снята, но будут выставлены новые условия.

    Объединяющим фактом для трансатлантической солидарности США и ЕС является обострение отношений с Россией. Запад консолидированно продолжает развивать и продвигать инфраструктуру НАТО к границам России. Распад биполярной системы повысил значение Европы для США, особенно в контексте создания конкурентами США таких союзов, как ШОС и ОДКБ.

    Сохраняется финансовая и экспортная зависимость Европы от США, что подтверждается тем, что ни одна инициатива ЕС по увеличению суверенизации не была реализована. Пока всё остаётся на уровне деклараций и заделов, развитие которых приостановлено.

    Однако на фоне кризиса обострились противоречия внутри трансатлантического единства. Сфера этих противоречий растёт и ширится, и Германия с Францией всё сильнее начинают выделять свои интересы из сферы трансатлантического консенсуса. Эти противоречия касаются следующих сфер:

    1. ЕС крайне уязвим в области привлечения мигрантов, без которых не может обходиться ни одна европейская страна, претендующая на заметную роль в Европе. США, войдя в конфликт с Россией на Ближнем Востоке, провоцируют неконтролируемый наплыв мигрантов, который разрушает внутреннюю стабильность в ЕС.  Миграционная тема – первый повод для кризиса трансатлантической солидарности.

    2. Европа зависима от поставок дешёвой нефти из Ирана. Требование США прекратить эти поставки ударили по экономике ЕС и создали второй повод для кризиса солидарности ЕС и США.

    3. США требуют от ЕС устранить европейский торговый профицит в $150 млрд. долл. Повышены пошлины на поставки стали и алюминия в США. Для ЕС это означает удар по своему бизнесу на сумму, грозящую утратой политической стабильности. Третий повод для кризиса трансатлантической солидарности.

    4. Требование повысить расходы на НАТО до 4% ВВП грозит обрушить экономики ЕС в перманентный кризис. Четвёртый повод для кризиса солидарности.

     5. Втягивание ЕС в конфликте США с Китаем означает утрату Германией и Францией выгодных позиций в области диверсификации экспорта технологий и импорта в области кибер-систем 5G. Это чревато глобальным отставанием ЕС от США и Китая и является пятым поводом для конфликта в рамках трансатлантического союза.

    6. Требование США сохранять санкции с Россией по украинской проблеме наносит многомиллиардный ущерб экономике лидеров ЕС и является ещё одним, шестым полем конфликта между союзниками.

    7. Требование США к ЕС прекратить строительство газопровода СП-2 и угроза санкциями европейским компаниям создаёт самую большую, седьмую зону кризиса трансатлантической солидарности.

    8. Парижский протокол по вопросам экологии, навязанный США ЕС – это тяжёлая обуза для европейской экономики. Восьмое поле конфликта в трансатлантическом союзе.

    9. Создание Польши как альтернативы германо-французскому доминированию в Европе – девятый повод для кризиса трансатлантической солидарности.

    При этом надо заметить, что элиты Германии и Франции являются убеждёнными трансатлантистами. Несовпадение либеральных установок европейской элиты и консервативных ценностей нынешней американской администрации повышает раздражение Трампа позицией Меркель и Макрона, выводя субъективный фактор кризиса солидарности в область решающих критериев.     

    США впервые вывели провоцирование конкуренции внутри ЕС в приоритетную стратегию по сравнению с консолидацией. Теперь за консолидацию в ЕС взялись Германия и Франция. США вместо прежнего вектора работы с Брюсселем разбили отношения с ЕС на три вектора: США – Германия, США – Франция и США – Польша. Теперь незримая граница внутри ЕС снова проходит по Одеру-Нейсе.  

    Шок европейского истеблишмента от феномена Трампа способствует формированию кооперации Германии, Франции и Нидерландов в более тесный костяк с выделением оппонирующей группы в лице Польши и Прибалтики. Реакцией западноевропейского ядра ЕС на деструктивную роль США стало объявление об усилении военно-политической и военно-технической кооперации между большинством стран ЕС – так называемое PESCO (Permanent Structured Cooperation).

     

    Постановка проблемы.

    ЕС и, прежде всего, Германия и Франция прилагают усилия по консолидации европейской периферии вокруг себя. Это важно для усиления их позиции в диалоге с США. Свидетельством этих усилий стало принятие семилетнего плана ЕС по созданию Фонда спасения (восстановления) после пандемии, составившего 750 млрд. евро. Согласно принятым решениям, от сокращения субсидий Прибалтике пришлось отказаться и даже повысить их объём.

    Проблемой остаётся то, что объём субсидий по требованию таких стран-доноров ЕС, как  Дания, Нидерланды, Австрия и Швеция, был сокращён с 500 до 390 млрд. евро. При этом долговая нагрузка по ранее взятым кредитам продолжает возрастать (за 4 года она выросла в 29 раз), а ВВП балтийских стран падает.

    Население полученные субсидии предпочитает не тратить, стимулируя рост экономики, а складывает на депозитах, рост объёмов которых продолжается. Все средства образованы за счёт эмиссии ЦБЕ и из займов под гарантии ЕС на мировых финансовых рынках.

    ЕС напрягает все силы для удержания контроля над периферией, что в условиях торговых споров в США и конкуренции с Китаем создаёт предпосылки для конверсии финансовых рисков в политические. Любое осложнение в ЕС будет использовано США для давления на европейских партнёров, расширяя поле конфликта и выводя фактор конкуренции впереди фактора консолидации и подчинения.

    Вектор США-Германия в ближайшие 6 месяцев будет характеризоваться противостоянием по всем девяти вышеперечисленным направлениям. Министр иностранных дел ФРГ заявил, что при любом исходе выборов в США Европе придётся рассчитывать на себя. При этом Германия рассматривает рынок ЕС как свой собственный.

    Несмотря на зависимость экономики Германии от экспорта в США, противоречия между этими странами будут сохраняться. Любые форматы углубления интеграции будут означать для Германии усиление подчинённого положения, что не соответствует новым установкам германских элит.

    При этом военные расходы Германии последовательно сокращаются. Так с 2009 по 2016 к приходу Трампа в Белый Дом Германия сократила военные расходы на 27%. Франция показала снижение на 13%, а Британия на 17,5%. Текущие военные расходы Германии были ниже французских в 1,1 раза, а британских – в 1,2-1,5 раз. Это стало причиной претензий Трампа к Германии.

    Вектор США – Франция характеризуется усилением попыток Трампа выстроить двусторонние отношения с Парижем, вплоть до зондирования вопроса о выгодности для Франции выхода из ЕС. Франция лелеет свои амбиции, но вынуждена выступать солидарно с ФРГ в диалоге с США.

    Для Трампа ЕС – опасный формат, так как из экономического союза он перерос в политический с тенденцией трансформации в военно-политический. ЕС превращается из союзника и вассала в конкурента США, и Трамп, тяготея к упрощённым форматам кооперации, заинтересован в разрушении ЕС в принципе и переходе на двусторонние отношения.

    Учитывая, что для ЕС ось Берлин-Варшава является реперной точкой, США разрушает ЕС поддержкой амбиций Польши в военной и логистической области. Польша выступает прямым врагом Германии в области газовой стратегии. Поддерживаемое Вашингтоном соперничество Берлина и Варшавы как способ шантажа Берлина и Парижа последовательно разрушает одну из основных опор трансатлантической солидарности как элемента сложной интеграционной стратегии США.

    Единой стратегии отношений ЕС с США в рамках трансатлантического партнёрства не существует, есть разное понимание целей этого сотрудничества у основных локомотивов ЕС. Центробежный потенциал пока ниже центростремительного, но эти потенциалы имеют тенденцию к выравниванию. В ближайшие 6 месяцев ни по одному спорному вопросу не ожидается ни одного компромисса. Напротив, имеет место эскалация скрытого конфликта, особенно с учётом фактора активности России и Китая.

    НАТО сохранит устойчивость, так как ни одна сторона не заинтересована во влиянии экономических споров на состояние военного союза. До создания своей финансово-расчётной инфраструктуры и нахождения альтернативы американским рынкам ЕС не станет форсировать создание собственного военного союза вне пределов НАТО. Трансатлантическая солидарность, базирующаяся на общей потребности в сдерживании России и Китая, продолжит оставаться актуальной.

    Военный контур трансатлантической солидарности выглядит более устойчивым, чем экономический. Однако их взаимосвязанность не уберегает НАТО от влияния экономических споров между союзниками, причём их острота ставит под вопрос политическую целесообразность военной кооперации.

    Проблемой является то, что США более не в силах нести односторонние расходы на обеспечение военного прикрытия ЕС, а ЕС, занятый удержанием своих новых провинций,  не в состоянии увеличить долю расходов в бюджете НАТО. При этом Россия и Китай наращивают военную мощь и находятся в стадии завершения военной модернизации. По линии военного бюджета трансатлантическая солидарность будет подвергнута угрозе нарастающего кризиса.

     

    Выводы.

    1. В предстоящие 6 месяцев трансатлантическая солидарность в целом будет переживать период продолжающихся вызовов и конфликтов. При этом экономический блок солидарности будет разрушаться быстрее, а военный медленнее, но накопление конфликтного потенциала в сфере экономики и политики непременно затронет военное единство.

    2. ЕС не желает вступать в углублённые трансатлантические интеграционные форматы, предлагаемые демократами в США.

    3. США будут стремиться к ограничению суверенитета и субъектности ЕС, но будут использовать для этого разные методы. Для Трампа и республиканцев предпочтительными являются разрушение ЕС и переход к двусторонним форматам, для Байдена и демократов – построение сложной системы интеграции с координирующей ролью США и подчинённым положением ЕС.

    4. ЕС стремится вернуться к прежним условиям трансатлантической солидарности, США показывают, что это более не возможно.  

    5. Сфера разногласий между партнёрами по трансатлантическому единству последовательно расширяется, а сфера согласия сужается. При этом зона возможных соглашений становится всё более узкой и касается всё более краткосрочных периодов. Партнёрские стратегии невозможны, манипулятивные не работают, всё больше применяются силовые. Причём силу применяют США, а манипуляции - ЕС.

    Манипулятивная стратегия успешно разрушает силовую, но не приводит к победе.  Это значит, что в краткосрочной перспективе ЕС будет играть на выравнивание потенциалов и гашение инициатив США, а те будут наращивать силовое плечо в отношении ЕС. Нарастание давления в долгосрочной перспективе толкнёт ЕС к поискам альтернативы трансатлантической солидарности на американских условиях.

    6. У ЕС есть ресурс времени, а у США этот ресурс сокращается.

    7. Лишаясь доступа на американские рынки и конкурируя в мире с Китаем, ЕС встаёт перед необходимостью вступления в ассоциацию с Россией. Однако чем больше Россия зависима от поставок углеводородов в ЕС, тем больше такая ассоциация будет на условиях ЕС.

    8. Субъектность ЕС в равной степени не нужна США и России, однако борьба с этой субъектностью будет ограничена недопущением выгоды ни для одной из сторон, поэтому союз России и США против ЕС невозможен. Это даёт ЕС силу позиции в борьбе с Россией и США и позволяет диктовать свои условия сохранения трансатлантической солидарности.

    Так стабилизирующие факторы трансатлантической солидарности компенсируют деструктивные. Конструкция будет наращивать неустойчивость, но в целом останется стабильной до изменения расклада сил в тройке США-Россия-Китай и нового соглашения между ними, участником которого ЕС являться не будет.

    Средняя оценка: 4.3 (голоса: 6)