Европа готовится экономить деньги — для борьбы сама с собой

    Брюссель намерен тратить сотни миллиардов ради чужой выгоды.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time09 янв 2023remove_red_eye17 753
    print 9 1 2023
     

    Новый год для Европы начался с череды взаимосвязанных и противоречивых заявлений. С одной стороны, Париж и Берлин, как выразители коллективного мнения Старой Европы, в очередной раз заявили о готовности ввязаться в войну субсидий с США. С другой – те же страны намерены отказаться от финансирования Китая, что может означать экономию средств, необходимых для противостояния. При этом вся антикитайская стратегия имеет явный американский генезис.

    Это имеет непосредственное отношение к состоянию европейского бюджета, который будет испытывать серьезное давление инфляционного и энергетического кризиса. В сочетании с по-прежнему отсутствующим решением проблемы доступных объемов газа, у ЕС большие шансы подойти к рубежу 2023/2024 в еще более сложном положении, чем сейчас.

    Спад ВВП

    Франция хочет дать ответ американским субсидиям, которые поощряют европейскую промышленность инвестировать в Америку, а не в ЕС. Об этом сообщает Politico 4 января. Как заявил министр экономики Франции Брюно Ле Мэр, Париж намерен в ближайшем будущем объявить о широком спектре стимулов для поддержки «зеленой» промышленности во Франции. Это должно стать ответом на принятый по инициативе Джо Байдена закон о снижении инфляции в США (Inflation Reduction Act - IRA). Считается, что принятый закон привлечет $738 млрд, из которых $391 млрд уйдет на продвижение «зеленой» энергетики и борьбу с изменением климата. Ещё одним следствием IRA должно стать сокращение дефицита госбюджета на $238 млрд за счет трехлетних субсидий в рамках реформы по снижению цен на отпускаемые по рецепту лекарства, а также налоговых изменений.

    Одним из практических следствий IRA станет масштабное субсидирование производства электромобилей в США – чувствительный удар по европейскому автопрому. Хотя COVID внес свои коррективы, ЕС является крупнейшим в мире производителем и экспортёром товаров автомобильной промышленности. Автомобильная промышленность оказывает важный мультипликативный эффект, так как является крупным потребителем продукции отраслей низкого (сталелитейная, химическая, текстильная) и высокого (информационно-коммуникационные технологии, ремонт) переделов. Считается, что в автомобильной промышленности создаётся более 7% ВВП ЕС.

    Крупнейшим в Европе производителем автомобилей в доковидные времена был Volkswagen Group (23,9% от общего объёма продаж автомобилей в ЕС в 2018 г.). На втором месте — PSA Group (16,0% в 2018 г.), на третьем — Renault Group (10,5% в 2018 г.), доли других производителей не достигают 10%.

    В октябре 2022 года государства - члены ЕС согласовали документ о выбросах выхлопных газов, который с 2035 года фактически запретит продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Об этом сообщается на сайте Европарламента. Тем самым, в среднесрочной перспективе значительная часть ВВП Евросоюза будет зависеть от того, сможет ли европейский автопром сохранить свои позиции в мире после увеличения доли электромобилей. Поэтому беспокойство Германии и Франции вполне объяснимо. Дополнительным негативным фактором оказывается стоимость энергоресурсов. В США они дешевле, что изначально ставит промышленность ЕС в уязвимое положение.

    Задачу, которая стоит перед Францией, в Париже не скрывают: Ле Мэр заявил, что новый французский законопроект должен способствовать сохранению или возвращению производственных предприятий во Францию. Министр обещал обнародовать законопроект «в ближайшие дни». По словам Ле Мэра, Франция надеется ускорить собственные национальные меры в нескольких областях, таких как «зеленый водород, электролиз, производство электрических батарей, ядерная энергия и возобновляемые источники энергии».

    Ле Мэр также заявил, что он и его немецкий коллега Роберт Хабек настаивают на том, чтобы партнеры по ЕС приняли «европейский закон о снижении инфляции», который будет включать «более крупные, быстрые и упрощенные субсидии» для «зеленых» отраслей. Лидеры ЕС пока согласились попросить Европейскую комиссию выступить с предложениями сделать блок более конкурентоспособным перед лицом «зеленых субсидий» в США. Ожидается, что они будут обсуждаться на саммите Европейского совета в феврале.

    Где деньги?

    Собственный пакет мер ЕС необязательно должен совпадать до последней цифры с размером американских субсидий, но как минимум его порядок будет сравнимым. А то и больше – ведь ЕС нужно будет компенсировать более высокую, чем в США, стоимость энергии. Поэтому речь идет о совокупных сотнях миллиардов, которые ЕС нужно будет направить в промышленность в ближайшие 10 лет – если брать тот же срок, который указан в IRA.

    В ноябре 2022 года бюджет-2023 ЕС был согласован в общем на уровне €186,6 млрд. Поскольку этих денег не хватит, они будут дополнены внебюджетными грантами из фонда восстановления после пандемии COVID-19. Объем бюджета ЕС на 2022 год составлял €183,95. Европарламент предлагал увеличить бюджет ЕС на 2023 год до €187,29. С учетом беспрецедентной инфляции в зоне евро, которая согласно осеннему экономическому прогнозу Еврокомиссии составит 6,1%, увеличение объема бюджета ЕС в следующем году на €2,65 млрд (1,44%) не покрывает потери от инфляции. То есть, ЕС нужно изыскать большие деньги из внебюджетных средств. И тут есть ряд примечательных обстоятельств.

    Та же Politico опубликовала материал с громким названием «Китай, берегись! Европа пристально следит за тем, как фирмы инвестируют за рубежом». В планах Еврокомиссии на 2023 год «изучить, необходимы ли дополнительные инструменты в отношении контроля за исходящими стратегическими инвестициями». Идею высказали немецкие «зеленые», которые потребовали нового регулирования инвестиций в критически важные для безопасности области. В первую очередь, речь идет о Китае, уже столкнувшемся с дискриминацией такого рода – в прошлом году Берлин объявил, что больше не будет гарантировать немецкие инвестиции в западный регион Китая Синьцзян из-за обвинений в состоянии прав человека там.

    Идея о том, чтобы государства контролировали, как компании тратят свои деньги за границей, впервые возникла по другую сторону Атлантики, в Вашингтоне, признает Politico. Лица, принимающие решения в США, стремятся обрезать экономику КНР от денег и технологий, «что, вероятно, послужило первоначальным источником вдохновения для Берлина». По словам Тобиаса Герке из аналитического центра Европейского совета по международным отношениям, было бы логично сначала включить полупроводниковые или высокотехнологичные компании. Это, подчеркивает издание, создало бы четкий ориентир для государств-членов, чтобы их деньги не шли на косвенное финансирование технологических разработок в странах, которые считаются враждебными. Тем самым, ЕС намерен в очередной раз прибегнуть к нерыночным механизмам, законодательно заблокировав возможность европейским компаниям направлять финансы за пределы блока.

    Стоит отметить, что в ЕС уже действует зеркальная норма проверки иностранных инвестиций. Согласно существующим правилам, страны ЕС должны вести мониторинг и могут блокировать иностранные поглощения стратегических компаний и инфраструктуры внутри блока. Эти правила тоже в первую очередь направлены против Китая. «Это будет новая глава в том, как ЕС будет определять свои отношения как с Китаем, так и с США, а также в том, какой будет связь между рынками капитала, национальной безопасностью и геополитикой. Потому что на самом деле там не хватает комплексного видения», - заявил эксперт Атлантического совета Элмар Хеллендорн.

    Жертва собственной политики

    Из вышесказанного следует, что ЕС намерен тратить сотни миллиардов евро на торговое противостояние с США – в том числе, путем юридических ограничений на отток капиталов и принуждением к инвестированию внутри европейского блока. Параллельно ЕС намерен серьезно сократить инвестиции из Китая – пожалуй, единственного крупного внешнего донора, обладающего необходимыми бюджетами, и остановить собственные инвестиции в КНР. И, самое главное: торговую войну с США ЕС намерен вести в рамках условий, которые были созданы самим Вашингтоном. Такая стратегия в комплексе просто не может привести к успеху. Наиболее вероятным её результатом будет ухудшение комплексного финансового состояния ЕС и ещё большая односторонняя зависимость от США.

    Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной

    Средняя оценка: 4.5 (голоса: 6)