«Геополитические итоги 2024 года»: неочевидные выводы
Александр Яковенко, заместитель гендиректора МИА «Россия сегодня» и чрезвычайный и полномочный посол РФ, подготовил доклад «Геополитические итоги 2024 года». Учитывая специализацию доклада, он оперирует в основном внешнеполитическими измерениями — хотя и внутренние факторы тоже занимают в нём важное место.
Например, в докладе уточняется, что в российском обществе «СВО воспринимается как аналог Отечественной войны, призванной обновить в качественно новых исторических условиях и подтвердить духовно-нравственное основание современного российского общества, каковым стала Великая Победа». Увы, таковой СВО воспринимается не всеми, особенно среди российских элит, — иначе мы не наблюдали бы проявлений попыток «примириться» на условиях Запада.
Возможно, тут неслучайно указана не Великая Отечественная война, а просто Отечественная, с отсылкой к 1812 году. Поскольку в годы Великой Отечественной государство работало несколько иначе, а о существовании в верхушке СССР прозападного либерально-глобалистского крыла говорить не приходилось даже в шутку. Соответственно, modus vivendi России как «единственной страны, оказавшейся в состоянии бросить Западу комплексный вызов, в том числе силовой и цивилизационный», может реализовываться не так гладко, как могло бы показаться.
Александр Яковенко совершенно прав: СВО так или иначе завершится победой России. Потому что ядерная держава проиграть не может, а все попытки расшатать Россию изнутри провалились. Но нам важно ещё и «выиграть мир» — то есть, по классике, обеспечить такое послевоенное мироустройство, которое было бы лучше довоенного.
В «Итогах» обозначаются контуры такого приемлемого для нас мира, в том числе федерализация Украины и особые права России по поддержанию там конституционно-правового порядка. В качестве гарантий предлагается, в частности, контроль над воздушным пространством Украины. Однако проблема в том, что федерализация Украины подразумевает нигде не обозначенную в качестве требования полную перезагрузку её политсистемы, откуда придётся вычищать все «напластования» 2014 и даже 2004 годов. С демонтажом всей многоуровневой системы пестования русофобии, созданной в рамках идеологемы «Украина — не Россия».
Разумное предложение — обязать Киев и Запад оплатить восстановление конституционной территории РФ. Вот только добиться этого можно лишь через формирование у Киева и Запада железобетонной уверенности — что в противном случае всё для них будет несоизмеримо хуже. Сейчас же даже простого допущения этого у наших противников не имеется. И здесь в самом деле нужно будет действовать, как предлагается в докладе, «в рамках нашего эскалационного доминирования — встречно активно содействовать позитивной трансформации западного сообщества».
Один раз такая попытка уже была предпринята — это были ультиматумы в адрес НАТО и США о необходимости остановиться, выдвинутые в конце 2021 года. Последствия известны. Это приводит нас к выводу: без готовности демонстрировать, помимо риторики, ещё и силу в отношении Запада — не Украины, а именно Запада! — на что-то серьёзное рассчитывать вряд ли стоит.
Пока Запад убеждён, что Россия будет отвечать ему только на Украине, мы обречены играть от обороны. А так конфликты не выигрываются, тем более геополитические. Тут вряд ли достаточно просто перетерпеть, ожидая решения США: «или пойти на наши минимальные условия и не препятствовать двустороннему мирному урегулированию на Украине, или признать, что иначе придётся воевать уже самим, причём сейчас, а не через пять-семь лет».
Есть ведь ещё Польша, Прибалтика, утратившая субъектность Германия, макроновская Франция и другие желающие повоевать с Россией. Так что у Вашингтона есть ещё лет 25, пока конфликт не доберётся до его непосредственного участия. Если, конечно, он не решит сам сделать первый шаг — в максимально неудобное для нас время.
Любые следствия из геополитических итогов 2024 года подразумевают главное — нашу активную волю и готовность перехватить эскалацию у Запада. Лишь так будет добыта наша Победа.