Майдан в Сербии — кульминация близка
Многомесячные протесты в Сербии, похоже, находятся на грани значительных изменений. В субботу в центре Белграда, по официальным данным, собралось 107 тысяч человек — внушительное количество. В результате этого в столице временно приостановили работу общественного транспорта, поскольку протестующие блокируют основные автомагистрали.
Согласно сообщениям сербских СМИ, ситуация пока контролируемая. Это связано, в том числе, с тем, что власти эффективно применили меры, направленные на предотвращение массовых беспорядков. Например, студенты, которые из-за протестов лишены возможности учёбы, начали массово поддерживать власти, что привело к обвинениям со стороны протестующих в «пособничестве летаргии».
Основной причиной протестов стало обрушение карниза на вокзале в Новом Саде в ноябре 2024 года, в результате которого погибли 15 человек. После этого в отставку ушли мэр Нового Сада и премьер-министр. Однако протестующие не удовлетворились этими отставками и теперь требуют отставки президента Вучича и его ареста «за умышленное убийство», что выглядит довольно абсурдно.
Что касается финансовой стороны протестов, с этим всё в порядке. Протестующие привезли в Белград несколько десятков тракторов, которые также использовались в качестве средств преодоления полицейских кордонов во время событий в Киеве в 2014 году. Ожидается, что поддержку протестующим окажут несколько местных байкерских клубов и значительное количество иностранцев. Фотографии с белградского митинга напоминают события в Киеве 11-летней давности.
По словам Вучича, на свержение власти в Сербии из-за границы выделили 1 миллиард долларов — это вполне возможно, поскольку к протестам присоединились местные активисты и так называемые ЛОМы. Протесты поддержала, например, жена одного из самых известных сербских спортсменов, теннисиста Новака Джоковича, хотя и не на улицах, а в социальных сетях из южной Испании, где у Джоковичей есть вилла. Сам спортсмен разместил песню «Pada vlada», что переводится как «Власть падёт».
Активисты протеста, такие как Никола Ристич, подчеркивают, что такое количество людей «больше никогда не соберётся», и именно поэтому «что-то должно произойти сегодня».
Таким образом, ставки высоки. Тем не менее, вряд ли Сербия потеряет президента Вучича и контроль над ситуацией. Майдан, который будет нацелен на свержение национально ориентированного лидера на Балканах, может быть выгоден евробюрократии и глобалистам в Брюсселе, но не интересам нынешней администрации США. С одной стороны, судьбу Сербии можно использовать в глобальной дипломатической игре с Россией, с другой — свержение Вучича укрепит вертикаль власти в Европе, что не совсем соответствует интересам Трампа.