Профессор Миршаймер: США и Запад проиграли войну за Украину
Профессор Чикагского университета Джон Миршаймер в ходе дискуссии с российским политологом Сергеем Карагановым высказал интересные оценки действий администрации Трампа и текущей ситуации в мире.
Миршаймер называет главную причину «миролюбия» хозяина Белого дома: «Трамп понимает, что США и Запад в целом проиграли в войне за Украину. Трудно сказать, как именно выглядит победа России, но я думаю, что Трамп и его главные советники понимают, что русские собираются победить и что лучше заключить сделку сейчас, чем позже».
По справедливому замечанию американца, у США просто «нет каких-либо значительных рычагов давления» на Москву. При этом согласие США и России он считает лишь первым условием мира: «Более сложным шагом будет добиться согласия европейцев и особенно украинцев на это соглашение».
Русофобию во всём западном мире, включая США, а также отсутствие доверия у русских к США Миршаймер называет главными препятствиями тому, чтобы наши страны стали «дружелюбными соперниками». Он полагает также, что у Вашингтона есть лишь ограниченные возможности для отдаления Москвы от Пекина.
В качестве варианта он предлагает под давлением США наладить экономическое сотрудничество Европы с Россией для создания альтернативы российско-китайскому сотрудничеству. Это, по его мнению, «может создать небольшую трещину между Россией и Китаем» и «немного их разобщить». При этом, однако, Миршаймер вполне уверен, что отношения между Старым Светом и Россией «останутся ядовитыми» и что в Восточная Европа таит в себе «множество потенциальных конфликтов».
Возвращаясь к Украине, Миршаймер считает, что следует прямо сейчас уступить России «четыре области плюс Крым». В случае же продолжения конфликта, «если подумать о позиции Путина, то он предпочёл бы больше территорий, он предпочёл бы Одессу и Харьков». Профессор полагает, что «у русских будут мощные стимулы захватить эти территории по стратегическим причинам». При этом он выражает скепсис по поводу скорого урегулирования на Украине.
В целом оценки г-на Миршаймера представляются искренними и во многом справедливыми. В самом деле, «мирные» инициативы Трампа по Украине последовали не от хорошей жизни: налицо стремление застолбить за Западом ещё не утраченную украинскую территорию, чтобы не потерять больше и не проиграть вчистую.
Сложность в том, что единоначалие администрации Трампа в Западном мире сегодня не беспрекословно. Сохраняется сетевая структура глобалистов в лице Британии, её колоний, большей части стран ЕС и Демпартии в самих США. Эта группа, на которую был раньше сориентирован киевский режим, настаивает на продолжении боевых действий на Украине и не допускает никаких уступок России.
Что касается налаживания экономических связей Европы и России, то вряд ли США пойдут на это даже в сугубо антикитайских целях, поскольку это укрепило бы их экономического конкурента в лице ЕС. Администрация Трампа, похоже, окончательно решила, что самый оптимальный и наименее рисковый способ «сделать Америку снова великой» — это ограбить своих союзников и партнёров.
А вот тезис о США и России как «дружелюбных соперниках» пока, увы, выглядит несбыточным. «Недоверие русских к США», о котором упомянул профессор Миршаймер, возникло ведь не только из-за расширения НАТО на восток, оно подпитывается и сегодня. С какой целью Америка заставляет европейских членов НАТО тратить на военные расходы по 5% от ВВП? Зачем увеличивать военный бюджет самих США до $1 трлн, столь лакомых для американского ВПК? Чтобы всем (не таким уж) коллективным Западом воевать с Китаем? Или чтобы сейчас милитаризировать Европу, в 2029–2030 годах столкнуть её и Россию в Большой войне, а самим отсидеться за «большим красивым океаном»?
Чтобы развеять недоверие русских, от Вашингтона требуется предпринять ряд убедительных шагов по сближению с заявленными условиями Москвы — они хорошо известны. России же следует жёстко стоять на своих позициях. Если нужный нам результат не будет получен дипломатическими методами, значит цели СВО будут достигнуты военным путём.