Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов, февраль 2021
Январский рейтинг медиаресурсов зафиксировал активный старт политического сезона – совокупная цитируемость Топ-100 вопреки ежегодной статистике не снизилась, а выросла. Февраль принял эстафетную палочку – цитируемость участников рейтинга снова выросла – с 8,14 млн ссылок в январе до 8,9 млн в феврале, более чем на 8%. Из первой двадцатки рейтинга число ссылок снизилось только у двух ресурсов.
И снова в фокусе общественного внимания – политика. Но если январь «остался за Россией», где ключевой темой стало возвращение Алексея Навального, то февраль сдвинул фокус на украинскую повестку, события на постсоветском пространстве и новую тональность в отношениях России и ЕС.
Самые активные новички рейтинга, поднявшиеся выше других: Блог Алексея Навального (62 строчка рейтинга, new) и РУССТРАТ (74, new) – Институт международных политических и экономических стратегий, созданный только в апреле 2020 года.
В топ-7 лидеров роста по позициям в рейтинге сразу 5 ресурсов, освещающих события на постсоветском пространстве: Обозреватель (51, +19), ПолитНавигатор (67, +18), «DELFI – новости Латвии» (76, +13), ИА «Красная весна» (53, +12), Украина.ру (68, +11). При этом за новостями из Белоруссии следят все меньше: Белновости (88, -20), Tut.by (25, -6).
Внутрироссийская политическая повестка тоже остается «на слуху». Часть участников январского взрывного роста демонстрирует отскок: Медиазона (23, -6), Радио Свобода (27, -7), Настоящее время (55, -9), ura.ru (65, -17). Другая чаcть удерживает читательское внимание: Новая газета (17, +5), Телеканал Дождь (20, +4), Медуза (22, +3).
Обращает на себя внимание снижение второй месяц подряд цитируемости сайта Культура.РФ (77, -21) и февральское снижение КиноПоиска (49, -11).
На фоне позитивных новостей о динамике заболеваемости коронавирусом в России и успешном старте массовой вакцинации к официальным источникам в феврале оставалась меньше вопросов и поводов для цитирования: снижение в рейтинге у Сайта Президента России (85,-23) и у сайта Правительства Московской области (97,-17).
Описание рейтинга «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов»
«Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов» – это рейтинг производителей контента (СМИ, UGC-площадок, блогеров и т.д.). Рейтинг призван показать, какие источники реально формируют информационное поле социума.
Данные для анализа
Для составления рейтинга «Топ-100 виральных русскоязычных медиаресурсов» было проанализировано 2,14 млрд русскоязычных сообщений в социальных медиа в феврале 2021 года, содержащих 2,09 млрд ссылок на платформы и медиаресурсы, 305 млн из которых являлись короткими ссылками, развернутыми для корректного анализа.
Методология составления рейтинга
- Для расчета рейтинга анализируется месячный поток русскоязычных сообщений социальных медиа, которые включают социальные сети ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Мой Мир, МирТесен, а также блоги, форумы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям. Сообщения от автоматических аккаунтов (ботов) и самоцитирование исключены из анализа.
- Индекс цитируемости в социальных медиа – это число ссылок (цитирований) на источник в соцмедиа за месяц. Для расчета рейтинга число ссылок за полный месяц нормируется для 30 дней.
- Перед расчетом цитируемости все короткие ссылки на источники преобразуются в исходные. Короткие ссылки разворачиваются для более, чем 900 сервисов типа t.co, fb.me, goo.gl и др.
- Доля медиаресурса в Топ-100 – это доля виральности информационного поля, формируемого ресурсами в Топ-100, выраженная в процентах с шагом 0,1%.