Елена Панина: Польша требует ареста российских диспетчеров из-за с событий в Белоруссии
Россия в любом случае не будет выдавать Польше авиационных диспетчеров по делу о крушении польского правительственного самолета в Смоленске, заявил РИА Новости замглавы администрации Кремля, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
"Это невозможно по нашему законодательству", — пояснил он.
Польша требует ареста российских диспетчеров, работавших в день крушения польского правительственного самолета Ту-154М под Смоленском в 2010 году. В эфире радио Sputnik эти требования прокомментировал эксперт Юрий Борисенок.
Песков отметил, что в Кремле к инициативе Польши арестовать диспетчеров относятся негативно.
"Я не знаю, были ли какие-то контакты или какие-то правовые действия в соответствии с международной практикой, получала ли наша Генпрокуратура или следственные органы обращения со стороны Варшавы, нам об этом пока не известно", — сказал он.
Национальная прокуратура Польши ходатайствует об аресте авиадиспетчеров, работавших на аэродроме Смоленск-Северный в 2010 году, во время крушения самолета с правительственной делегацией во главе с президентом Лехом Качиньским.
Как сообщила пресс-секретарь Национальной прокуратуры Польши Эва Бялик, следственная группа ведомства подала в окружной суд Варшавы соответствующий запрос о временном аресте.
Бялик сообщила РИА Новости имена авиадиспетчеров. "Речь идет о диспетчерах Павле П., Викторе Р. и Николае К.", — сказала собеседница агентства. Фамилии фигурантов дел не называются в соответствии с польским законодательством.
Документ, поданный в суд, — первый шаг к выдаче международного ордера на арест. Если ходатайство будет удовлетворено, то органы смогут принять меры по задержанию диспетчеров.
"Обвинения, которые были предъявлены диспетчерам, касаются умышленного провоцирования авиакатастрофы, повлекшей гибель многих людей", — подчеркнула Бялик.
Член Совета Федерации Алексей Кондратьев заявил, что экспертные заключения в рамках расследования авиакатастрофы с крушением самолета Качиньского показали вину польских пилотов.
"Все экспертные заключения в рамках расследования с привлечением международных авиаспециалистов показали вину пилотов польского президентского борта", — пояснил он.
По словам сенатора, "они не оспорены судом и не имеют обратной силы".
"Россия своих граждан на глумление полякам не выдаст", — подчеркнул Кондратьев.
Всплеск конспирологичеких фантазий
Член комитета Госдумы по международным делам, директор Института Русских стратегий Елена Панина считает, что намерение Польши арестовать российских авиадиспетчеров напрямую связано с событиями в Белоруссии.
По ее словам, до последнего времени обвинения Москвы в гибели Качиньского были исключительно локальной польской историей, с помощью которой националистическая партия "Право и справедливость" сводила счеты со своими оппонентами".
В тот период, пояснила она, "за пределами круга русофобов эти обвинения мало кто воспринимал всерьез даже в самой Польше в силу их очевидно бредового характера".
"Новый всплеск конспирологических фантазий польских властей напрямую связан с событиями в Белоруссии, которую они очень хотят прибрать к рукам и наполовину считают своей колонией", — добавила депутат в беседе с РИА Новости.
Катастрофа польского лайнера
Польский президентский самолет Ту-154 разбился при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный 10 апреля 2010 года. В результате погибли 96 человек.
Как установил Следственный комитет России, крушение произошло из-за совокупности факторов, среди которых ошибка экипажа и трудные метеорологические условия. На высоте одиннадцати метров лайнер столкнулся с деревом, после чего у него оторвалась часть крыла и самолет закружило. Спустя несколько секунд он упал на землю в перевернутом положении.
Польская комиссия по расследованию авиакатастроф признала, что экипаж допустил ошибку, но отметил недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров и малую техническую обеспеченность смоленского аэропорта. В 2018 году это решение аннулировали и инициировали повторное расследование.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет об итогах технического расследования. Ведомство установило, что непосредственной причиной катастрофы стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром. В качестве системных причин указаны недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа самолета.