Елена Панина: США пытаются сохранить своё доминирование в изменяющемся мире
«Pax Americana выдыхается. Соединённые Штаты и их традиционные демократические партнеры не имеют ни возможностей, ни желания закрепить взаимозависимую международную систему и сделать универсальным для всего мира либеральный порядок, который они установили после Второй мировой войны»
Это цитата из статьи Ричарда Хааса, президента американского Совета по международным отношениям, и Чарльза Купчана, профессора международных отношений Джорджтаунского университета, старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям, опубликованной в американском издании Foreign Affairs.
Статья называется «Новый Концерт ведущих мировых держав». В публикации выдвигается тезис, что лучшее средство обеспечения стабильности в нынешнем веке — это глобальный договор крупных держав. По замыслу авторов, Глобальный концерт XXI века предполагает шесть участников: Китай, Европейский союз, Индия, Япония, Россия и США. Данные страны сохраняют за собой 70% от мирового ВВП и такую же долю от мировых военных расходов. Интересная цитата: «Их включение будет определяться их мощью и влиянием, а не поддерживаемыми ими ценностями или характером власти».
Предполагается следующее. Глобальный концерт — это консультативный орган, а не орган принятия решений. Он будет сосредоточен на стратегических проблемах, а также на разрешении возникающих кризисных ситуаций. Глобальный концерт XXI века – это «подобие Олимпа, который будет поддерживать, а не вытеснять нынешнюю международную архитектуру, добиваясь в ней диалога».
Что первое бросается в глаза? Фактическое признание многополярного мира. Второе. По составу участников есть вопрос по Японии, которая находится под протекторатом США и самостоятельной роли не играет. Отсутствие в Глобальном концерте Британии, что говорит о её реальной роли в мире с точки зрения американской элиты. И главный вопрос. Зачем это США? Ответ прост: это попытка сохранить своё доминирование в изменяющемся мире пусть и в урезанном формате.
Что касается России, то «новый концерт» — это хорошо изученный «старый концерт» 18-19 веков европейских монархий, в котором Россия играла одну из ведущих ролей — «ни одна пушка не стреляла». Так что правила такого «концерта» мы знаем очень хорошо, потому что их писали.
Елена Панина, директор Инстиитута РУССТРАТ