Россия смогла возродить судостроение
По данным аналитического агентства INFOLine, которые приводит газета ВЗГЛЯД, в 2020 году в России объём строительства крупных (тоннажем более 50 тонн) судов составит 140 млрд рублей. Это больше рекордного показателя в 79,1 млрд рублей, достигнутого в 2014 и 2019 годах. В то же время, количество судов, построенных в этом году, составит 60 единиц, против 76 в прошлом и 82 в позапрошлом годах.
В третьем квартале 2020 года, по данным британского аналитического агентства Clarkson Research, Россия вышла на объём заказов в 860 регистровых тонн. Это второе место в мире после лидера рынка судостроения – Южной Кореи. Доля России в общем объёме мировых заказов составила 27%, против 45% у Южной Кореи, и 26% у Китая.
Лидерство Южной Кореи объясняется тем, что там в 1970-е годы были созданы крупнейшие частные холдинги (чеболи) Hyundai, Daewoo и Samsung. В Китае также сделана ставка на государственный капитал, - созданная в 1999 году China Shipbuilding Industry Corporation включает в себя семь судоверфей, производителей комплектующих и проектные институты. Аналогичным образом в 2007 году была создана российская Объединённая судостроительная компания (ОСК).
По словам генерального директора АО «ОСК» Алексея Рахманова, к сожалению, доля импортных комплектующих в российском судостроении всё ещё очень высока. К примеру, производители крупных судовых двигателей остались на Украине, а после 2013 года сотрудничество с ними оказалось затруднено. В то же время, российский рынок комплектующих недостаточно ёмок, чтобы начинать собственное производство.
Выход, по мнению гендиректора, в том, чтобы поддержать российских производителей, таких как Коломенский завод, производящий двигатели Д-500, Уральский дизель-моторный завод (ДМ-185) и завод «Звезда» (М-150).
«Мировое судостроение давно устроено так, что в нем есть некое распределение ролей: кто-то силен в одном, кто-то – в другом, и было бы крайне неэффективно пытаться объять необъятное, Мы видим свою нишу в высокотехнологическом секторе, где наши позиции наиболее сильны, а опыт известен участникам рынка, но при этом нарабатываем новые компетенции. Наши приоритеты в гражданском судостроении сегодня – рыбопромысловые суда, ледоколы, круизные лайнеры, а также морская техника для освоения океана, робототехнические комплексы», - говорит Алексей Рахманов.