День Ататюрка: куда ведет Турцию «султан» Эрдоган

    10 ноября Турция отметила День памяти Ататюрка. Он был первым президентом Турецкой Республики и основал современное турецкое государство.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time11 ноя 2022remove_red_eye10 600
    print 11 11 2022
     

    Мустафа Кемаль Ататюрк — легендарный турецкий государственный, политический и военный деятель. Примечательно, что достоверно дата рождения Ататюрка неизвестна: его днем рождения принято считать 12 марта 1881 года, но сам Ататюрк отмечал свой день рождения 19 мая. 10 ноября 1938 года Ататюрк умер.

    Отдавая дань уважения национальному герою, каждое утро 10 ноября в стране объявляют минуту молчания: в это время прекращается движение транспорта — даже в аэропортах в начале десятого нет запланированных вылетов.

    Как и всякий турецкий правитель, нынешний президент страны Реджеп Тайип Эрдоган, несомненно, мечтает, чтобы подданные ассоциировали его имя с великим предшественником. Безусловно, современный турецкий лидер прилагает максимум усилий, чтобы укрепить положение Турции на международной арене, и делает исключительно то, что выгодно его государству, всеми правдами и неправдами продолжая дело Ататюрка, как он его понимает.

    Объективно рассуждая, можно заключить, что далеко не все у властей Турции получается. Сегодня путь к величию страны у наследников Ататюрка извилист, как тропа зайца.

    День Ататюрка: куда ведет Турцию «султан» Эрдоган

    Немаловажно, что Кемаль Ататюрк считал главными принципами внешней политики Турции, соответствующей ее национальным интересам, и завещал продолжателям своего дела три главных правила: не вмешиваться в дела арабов, не следовать в русле политики колониальных держав (то есть не быть вассалом Запада и держаться в стороне от его союзов) и не вступать в ссоры с Россией. Как мы видим, все три пункта его завещания сегодня нарушены.

    Можно спорить о выгодах, которые Турция получает от членства в НАТО. Но тогда нужно говорить и об упущенных возможностях. Очевидно, что Турции была навязана англо-американская концепция безопасности: СССР — враг, НАТО — защита, а Европа — будущее Турции. Анкару загнали в блок под эгидой США и лишили свободы. С тех пор Турция — не суверенное государство.

    Институт РУССТРАТ уже рассказывал про то, каким образом Эрдоган порывает с наследием Ататюрка. Провозглашенная в 1923 году Турецкая Республика строилась Мустафой Кемалем Ататюрком как антитеза Османской империи, рухнувшей после поражения в Первой мировой войне. В действиях турецких властей, в частности, по отношению к курдскому вопросу прослеживается несовпадение доктрины с идейным кемализмом. Сегодня с наследием кемализма во внешней и внутренней политике расстается и Эрдоган.

    В политических кругах Турции уже ставился вопрос о переименовании страны, чтобы размыть понятие «национального государства» в пользу «больших пространств» (явный отсыл к Османской империи). Это говорит о желании превратить националистическую Турцию в державу с претензиями на ключевую роль в делах Ближнего Востока и Восточной Европы. Сегодня страна вовлечена Западом в противостояние на Ближнем Востоке (война в Сирии) и в Центральной Азии (афганские проблемы). При этом у нее незавершенный конфликт с Францией и Грецией в Средиземном море и зыбкий результат кампании в Закавказье.

    День Ататюрка: куда ведет Турцию «султан» Эрдоган

    Турции, бесспорно, выгодна дружба с Россией. Но поведение Эрдогана в отношении Украины, мягко говоря, вызывает вопросы.

    Поставки боевых беспилотников киевскому режиму и попытка создать образ «голубя мира» плохо увязываются с реальностью. Блинкен и Зеленский благодарят Эрдогана за «реанимацию зерновой сделки» — и в то же время Россия и Турция создают крупнейший газовый хаб.

    Издание The National Interest пишет о том, что уже очевидно для всех: Анкаре выгодна дружба с Москвой. Но Турция находится в военно-политическом пространстве Запада, ее суверенитет ограничен членством в НАТО. Степень свободы турок ограничена их слабой экономикой, которая плотно вписана в западный рынок и может быть обрушена санкциями. Попытки Эрдогана «усидеть на двух стульях» не могут продолжаться вечно, и Турция не сможет как угодно долго балансировать, избегая острых конфликтов с США и Россией одновременно.

    События развиваются слишком быстро. Возможно, точку в многовекторной политике Турции поставят следующие выборы президента республики.

    Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной

    Средняя оценка: 4.3 (голоса: 3)