Елена Панина: Большой фактор неопределённости в виде позиции Израиля сохраняется
МИД Ирана заявил 14 июня 2021 года, что стороны на переговорах по так называемой ядерной сделке в Вене согласовали отмену всех американских секторальных санкций, включая нефтяные. Речь идёт об отмене санкций в финансовой, энергетической и транспортной сферах. Данные санкции представляют собой самый большой блок проблем.
Однако к окончательному соглашению стороны придут ещё не скоро. Есть ещё одна большая группа санкций США – в отношении 1,5 тысяч юридических физических лиц Ирана. Вашингтон пока не хочет отменять ограничительные меры в отношении несколько сотен людей и организаций.
Можно приветствовать достигнутый прогресс. В тоже время большой риск для возобновления СВПД по-прежнему несёт позиция Израиля. С 13 июня 2021 года должность премьер-министра Израиля занимает Нафтали Беннет, он сменил Биньямина Нетаньяху.
В своём первом выступлении в израильском Кнессете Беннет заявил, что его отношение к Ирану совпадает с подходом ушедшего главы правительства. Он также выразил намерение решительно противодействовать возвращению Соединëнных Штатов в ядерную сделку 2015 года и подчеркнул: «Израиль не позволит Ирану получить ядерное оружие. Израиль не является участником [ядерной] сделки и сохранит полную свободу действий».
Так что большой фактор неопределённости в виде позиции Израиля сохраняется. Другое дело, что Джо Байден – это не Дональд Трамп, самый произраильский президент в истории США. И Тель-Авиву всё равно придётся действовать с оглядкой на своего мощного союзника в лице Вашингтона.
Елена Панина, директор Института РУССТРАТ