Экономический тупик Германии: двойная неудача Олафа Шольца

    Попытки Берлина восстановить тень былого экономического суверенитета терпят крах.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time15 ноя 2022remove_red_eye862
    print 15 11 2022
     

    Германия, которую до последнего времени воспринимали в качестве одного из ключевых элементов европейского и мирового экономического уравнения, может качественно сократить свой вес в этом статусе. 2022 год может стать для экономики ФРГ в плохом смысле слова переломным. А международная реакция на инициативы канцлера Германии Олафа Шольца выглядит весьма симптоматично. За последнее время канцлер Германии дважды попытался выступить как субъект международной политики и экономики. И оба раза – неудачно. Хуже всего то, что инициативы Шольца получили холодный ответ как с запада, так и с востока.

    НеTIPPичная реакция

    8 ноября газета Politico сообщила о серьезном ущербе, который получил Олаф Шольц. Канцлер попытался склонить евросообщество к возобновлению трансатлантических торговых переговоров, что, мягко говоря, было встречено с недоумением.

    В последние месяцы в Евросоюзе фрагментарно просыпается то, что можно было бы назвать инстинктом самосохранения. Хотя видеть в происходящем признаки системной оппозиции пока нельзя. «Движение сопротивления» во главе с президентом Франции Эммануэлем Макроном дошло до стадии просьб к США не так сильно ущемлять экономику ЕС. Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр – тот самый, кто после начала СВО объявил «тотальную экономическую войну» России, попросил США снизить цены на сжиженный природный газ. Французский министр посчитал установленные американцами цены слишком высокими и заметил, что США могли бы их снизить, учитывая энергетический кризис в Европе.

    В конце октября Шольц и Макрон договорились до вовсе еретических вещей, заявив совместно, что ЕС нанесёт ответный удар, если Вашингтон и дальше будет снижать налоги и раздавать льготы компаниям, инвестирующим в Америку. Если Байден не одумается, они введут такое же субсидирование собственной промышленности.

    Уже сейчас видна тенденция дрейфа европейских денег и бизнеса в США, где ниже цены на энергоресурсы, а значит компании реального сектора могут чувствовать себя там более комфортно. Для тех в ЕС, кто ещё переживает о будущем альянса, этот факт является очень тревожным. Поэтому идея Шольца реанимировать TTIP не могла не удивить.

    Правительство Шольца предложило ЕС возобновить официальные торговые переговоры с Вашингтоном в попытке разрешить растущую напряженность в связи с так называемыми реформами президента Джо Байдена «Покупай американское». Последняя попытка заключить такую ​​сделку — Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство — потерпела крах после трех лет мучительных переговоров на фоне оппозиции внутри Германии и, наконец, со стороны Дональда Трампа.

    Переговоры между 2013 и 2016 годами вызвали опасения, что рынок ЕС будет наводнен хлорированной курятиной, права рабочих будут подорваны, а американские компании смогут работать на рынке медицинских услуг в ЕС.

    Сейчас TTIP не интересен США – те и так получают от ЕС всё, что им нужно, но он не интересен и в самом ЕС. Поскольку может лишь усугубить диспропорцию торговых отношений. Заявление Германии о возобновлении торговых переговоров иронично, поскольку отсутствие политической поддержки со стороны Берлина, особенно со стороны Социал-демократической партии Шольца (СДП), стало ключевым фактором срыва торговых переговоров по ТТИП в 2016 году.

    Разговор с неприятным послевкусием

    Потерпев моральное поражение на «западном фронте», практически синхронно Шольц получил второе на Востоке. В Китай германский канцлер отправился во главе огромной делегации немецких промышленников, которым понадобились инвестиции из Китая. Для осознания того, как сильно поменялась атмосфера в ФРГ, достаточно вспомнить, что в начале 2019 года Федеральное объединение немецкой промышленности (BDI) - головная организация крупного германского бизнеса, опубликовала программный документ, в котором провозгласила Китай «системным конкурентом» и призвала весь Евросоюз к борьбе против экспансии китайского госкапитализма.

    Многие обратили внимание на то, что встреча председателя Си и Шольца свелась к общим фразам, причем говорил в основном Си, и была крайне непродолжительной для делегации такого размаха. О нулевом результате ярче всего говорит то, что сразу после возвращения Шольца домой Германия заблокировала китайские инвестиции в двух местных производителей полупроводников. Министерство экономики Германии запретило продавать долю в заводе по производству полупроводников в Дортмунде (Elmos) и в еще одной компании этого сектора, название которой не сообщается. По данным газеты Handelsblatt, это баварская ERS Electronic.

    Кроме того, был повышен порог входа инвестиций для китайской компании Cosco в терминал в порту Гамбурга, принадлежащем германской компании HHLA. За эту сделку выступал канцлер Германии Олаф Шольц, в целом поддерживающий китайские инвестиции в страну. При этом сделку критиковали Министерство иностранных дел и Министерство экономики Германии. В итоге Cosco разрешили купить долю, но снизили эту долю так, чтобы китайская компания не могла оказывать влияние на управление терминалом.

    О чем говорит всё вышесказанное? Чем дальше, тем сложнее Германии даже не сохранять, а позиционировать собственную экономическую субъектность. Инициативы – хорошие или плохие – не находят понимания ни в Китае, ни в США, ни даже среди соседей по ЕС. Доступ инвестиций по разным причинам усложняется, Китай более заинтересован в выкупе целых предприятий, нежели «поддерживающих» инвестициях, а США полностью устраивает текущее положение дел. При котором деньги и бизнес перетекают через океан в американском направлении.

    Средняя оценка: 4.5 (голоса: 4)