Турция и расширение НАТО — слишком многое на кону
Газета The Washington Post 14 января опубликовала редакционную статью "Внутреннее противостояние НАТО - подарок Путину".
У этой, казалось бы, простой по смысловой нагрузке статьи о необходимости единства в НАТО по вопросу принятия в альянс Швеции и Финляндии имеется свое двойное дно. Статья сразу начинается с довольно серьёзного откровения: "Если не считать поражения России на поле боя или смены режима в Москве, которая приведет к появлению нового руководства, избавленного от империалистических фантазий, война на Украине не сулит Западу никаких сиюминутных перспектив долгосрочной стратегической выгоды. Важным исключением является расширение НАТО за счет включения Швеции и Финляндии - перспектива, которая соблазнительно близка, но пока заблокирована одним ключевым членом альянса - Турцией."
Далее The Washington Post указывает, что ворох имеющихся трудностей не в последнюю очередь связан с внутриполитическими проблемами президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, которые он создал себе сам. Эрдоган собирается использовать имеющиеся у него рычаги давления, чтобы добиться уступок от своих союзников по НАТО и взбодрить свою националистическую базу в преддверии выборов в Турции, запланированных на июнь этого года.
Тем не менее, не стоит отмахиваться от его поведения, как от временного позерства или предполагать, что проблема исчезнет, когда Эрдоган победит на выборах, несмотря на стремительно растущую инфляцию в стране и вызванные этим экономические потрясения. Разрешение противоречий потребует последовательной дипломатии и, возможно, реальных уступок со стороны Вашингтона. Президент США Джо Байден и Конгресс могут сыграть ключевую роль. Запрос Турции на расширение и модернизацию ее существующего парка истребителей F-16 на сумму в $6 млрд скорей всего будет одобрен, несмотря на противодействие Конгресса.
"Какую бы изжогу Турция ни вызывала у НАТО, она является мощным и незаменимым членом альянса, и последствия расширения количества членов в НАТО - титанический шаг",- пишет газета. "Швеция и Финляндия - страны скромного размера, вместе они добавят менее двух процентов к общему населению стран НАТО, составляющему примерно 950 миллионов человек, но они имеют огромное значение. Их вступление стало бы серьезным стратегическим поражением для президента России Владимира Путина, значительно расширив территорию Западного альянса вдоль его границы," -указывает The Washington Post.
По мнению издания, некоторые требования, предъявляемые Турцией к Швеции и Финляндии, коренятся в собственных соображениях безопасности Турции. Другие "отражают разрыв между нетерпимым и все более деспотичным государством, которое построил Эрдоган, и прочными демократиями, подкрепленными активными гражданскими обществами в других государствах-членах НАТО, а также в Швеции и Финляндии."
От Швеции, чье курдское население составляет около 100 000 человек, Турция требовала экстрадиции курдских активистов, выступающих против Эрдогана, чьи дела были рассмотрены шведскими судами, и они не могли квалифицироваться, как террористы по западным стандартам. Другое требование Турции заключается в том, чтобы северные страны сняли запрет на продажу оружия Анкаре. Этот запрет, также соблюдаемый другими европейскими странами, был введен в действие в 2019 году после того, как Турция начала атаки на территории Сирии против курдского ополчения, связанного с РПК, поддерживаемого США и их европейскими союзниками.
В заключении своей статьи The Washington Post пишет, что Турция и ее союзники по НАТО жизненно важны для "общей безопасности, для сдерживания и окончательного разгрома российской агрессии". Североатлантическому альянсу нужна Турция, которая была бы оплотом защиты Запада от Ирана, снабжала бы Украину беспилотниками и другим оружием и закрыла Черное море для российского военно-морского флота с подкреплением. Точно так же Турция, которая "пережила напряженное противостояние с Москвой в 2015 году после того, как сбила российский истребитель в воздушном пространстве Турции, было бы разумно не вызывать еще большего отчуждения у своих союзников по НАТО и не ставить под угрозу страховой полис, который они все предоставляют." "Путин - единственный победитель в противостоянии за разрешение Швеции и Финляндии вступить в НАТО. Чем скорее Турция и ее партнеры придут к соглашению, тем лучше для альянса," – уверяют авторы статьи.
Тут очень важен фон происходящего. 8 января премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон заявил, что Стокгольм уверен, что Турция одобрит ее заявку на вступление в НАТО, но не может выполнить все условия, которые Анкара выдвинула для одобрения членства его страны в альянсе.
14 января пресс-секретарь президента Реджепа Тайипа Эрдогана Ибрагим Калын заявил, что имеется проблема во времени, если Швеция и Финляндия хотят вступить в НАТО до саммита альянса в июне этого года. Швеция должна внести изменения в законодательство, которое позволили бы судебной системе применять новые определения терроризма - в соответствии с требованиями Анкары, а на эти изменения требуется не менее шести месяцев, прокомментировал ситуацию Калын. Учитывая президентские и парламентские выборы в Турции, которые ожидаются в мае, "парламент уйдет на перерыв за некоторое время до выборов, у вас есть 2-2,5 месяца, чтобы сделать все это", - сказал он.
Таким образом, одобрение Турцией заявок Швеции и Финляндии до саммита альянса в июне маловероятно, так как премьер-министр Швеции говорит о невыполнимости всех условий Анкары, и на изменение Шведского законодательства времени уже не осталось. Кроме того, как указывала The Washington Post, после победы Эрдогана Турция вряд ли поменяет свою позицию. Комментируя сложившуюся задержку, в принятии Швеции и Финляндии в НАТО, представитель госдепа США смог сказать лишь то, что одобрение заявок от скандинавских стран Турцией должно произойти как можно скорее.
"Куда так торопятся США?" - возникает вопрос. Газета The Washington Post хоть и говорит о важности вступления Швеции и Финляндии в НАТО, но не акцентирует внимание на причине. Дело в том, что, как указывалось в одном из материалов РУССТРАТ, Запад стремится догнать и обогнать Россию в военном и экономическом освоении Арктики, которая уже в ближайшем будущем станет новым театром жесткой конкуренции и возможного конфликта. Поэтому-то НАТО нужно как можно быстрее заняться освоением инфраструктуры этих арктических стран и привести её в соответствие со своими стандартами.
С мая 2021 года и до мая 2023 года Россия должна была быть председателем Арктического совета, в который входят Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Канада, Дания и США. Страны Запада решили приостановить свою деятельность в совете на неопределенный срок после начала Россией СВО на Украине. По мнению этих стран, Россия создала "серьезные препятствия для международного сотрудничества, в том числе в Арктике". Когда Финляндия и Швеция станут членами НАТО, получится так, что в Арктическом совете семь государств будут членами альянса против одной России и, таким образом, смогут более скоординировано продвигать свои интересы
Обобщая информацию из редакционной статьи The Washington Post, необходимо отметить, что она подтверждает прогностический вывод, сделанный в публикации РУССТРАТ "Глобальные тренды и вызовы для России в 2023 году" о том, что американские элиты рассчитывают нанести России такое поражение на территории бывшей Украины, которое привело бы к смене текущего руководства страны. Также принятие Финляндии и Швеции в НАТО настолько важно, что в случае очередной победы "деспотичного" Эрдогана на выборах президента Турции Западом могут быть организованы акции протеста и массовые беспорядки в стране с целью изменения итогов этих выборов.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной