Чем угрожает России Starlink Илона Маска
Система спутникового интернета Starlink, ставшая главным преимуществом и опорой Киева в конфликте на Украине, может преподнести новые неприятные сюрпризы.
Причем речь не идет исключительно об украинской проблематике. Как сообщает SpaceNews, с 25 октября принадлежащая Илону Маску компания SpaceX начала принимать предварительные заказы на плоскую антенну, которая позволяет наземным транспортным средствам пользоваться широкополосной услугой Starlink во время движения.
Уже в декабре компания планирует начать поставки обновленного сервиса Starlink для популярных «домов на колесах» — или RVs («recreation vehicles»), которые в настоящее время поставляются только со стандартной тарелкой Starlink стоимостью 599 долларов и предполагают стационарное использование.
По данным SpaceX, плоская антенна обойдется абонентам в 2500 долларов и лучше подходит для движущихся транспортных средств, поскольку ее широкая зона обзора позволяет подключаться к большему количеству спутников. Компания предупредила клиентов, что использование любой другой тарелки Starlink на ходу приведет к аннулированию их ограниченной гарантии.
«Интернет вещей» для любого транспорта
Несмотря на ориентацию, прежде всего на сегмент «домов на колесах», Илон Маск написал в Twitter, что услуга широкополосного доступа в интернет может быть доступна «на любом движущемся наземном объекте», габариты которого позволяют разместить антенну площадью чуть более половины квадратного метра.
Плоская панельная антенна также оснащена расширенными возможностями GPS для обеспечения постоянной привязки к местности в движении. По словам SpaceX, антенна «устойчива в суровых условиях» и предназначена для постоянной работы на транспортном средстве.
Starlink для RV будет стоить $135 долларов в месяц в США, независимо от антенны. Трафик будет гибко регулироваться, отдавая приоритет клиентам в зависимости от тарифного плана. Новая услуга будет готова до конца года для «избранных рынков», где Starlink имеет разрешения местных регуляторов на предоставление подключения в движении, говорится в сообщении компании.
Стандартная антенна Starlink для RVs остается доступной и может быть отправлена в течение двух недель — даже клиентам в районах с низкой пропускной способностью. По состоянию на середину октября у Starlink для RVs было более 100 000 клиентов, несмотря на то, что он был запущен всего пятью месяцами ранее. Единственное, что нужно сделать клиентам — установить плоскую панельную антенну Starlink.
Фраза про «наземное движение» не описывала всего спектра возможностей. Федеральная комиссия по связи США 30 июня дала Starlink разрешение на подключение транспортных средств, лодок и самолетов в движении.
Неделю спустя Starlink запустила план обслуживания, ориентированный на морские перевозки, а 18 октября начала принимать предварительные заказы для клиентов, желающих использовать широкополосную сеть в воздухе.
Другими словами, Starlink превращается в «интернет вещей». Предоставляя возможность связи с большой пропускной способностью любому наземному, морскому или воздушному аппарату.
Почему это проблема
До сих пор главным ограничителем беспилотных технологий в военной сфере оставалась связь. Обеспечить контроль аппарата, эффективное управление, поиск цели в реальном времени, атаку и другие необходимые действия на загоризонтной дальности можно было лишь при использовании достаточно сложных технических средств, доступных не всем.
Антенна спутниковой связи имеет значительный вес, поэтому её сложно уместить в форм-фактор дронов-камикадзе. Например, получившие огромную известность в последнее время ударные БПЛА «Герань» или их иранский родственник «Шахид-136» используют наведение по сигналам GPS/GLONASS или самую простую инерциальную систему наведения. Что ограничивает сферу применения таких дронов стационарными целями с известными координатами.
Фактически, анонсированный Starlink коммерческий проект приводит к тому, что любой аппарат за несколько тысяч долларов будет поддаваться переделке в устройство, которым можно управлять через спутник.
Это только вопрос времени, когда Украине или другому подконтрольному США военному ресурсу будет передано достаточное количество антенн Starlink, чтобы создать индустрию крайне опасных дронов, которыми можно будет управлять в ручном режиме и вне зависимости от точки применения.
Не исключено, что такие устройства на Украине уже есть. В таком случае, атаку дронов на Севастополь с воздуха и моря 30 октября можно считать «пробой пера» перед ударом на качественно-новом уровне.